Образование
#Мнения

«Неверный выбор профессии влечёт немало проблем и для системы образования»

Может ли массовая профориентация решить проблему с мотивацией студентов и начинающих сотрудников? Да — но только если её правильно организовать.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Марина Пискарёва

Тренер по осознанному выбору профессии. 23 года в сфере оценки и развития талантов. Работала в крупных федеральных и международных компаниях, среди них — кадровый холдинг ANCOR, Hyatt, Tigre de Cristal, «Соллерс» и другие. Из них более 15 лет работала бизнес-тренером. Последние пять лет посвятила себя сфере профориентации — выявляет уникальность личности по авторской методике. Ментор для профориентологов.

Причины ошибок в выборе профессии

К сожалению, выбору профессии не учат в школах, поэтому ребята чаще всего опираются на мнение родителей, авторитетных товарищей или на актуальные тренды. Иногда школьники идут по пути наименьшего сопротивления — на ЕГЭ делают выбор в пользу самых простых предметов и уже на их основе подбирают подходящие вузы и программы.

Ко мне на консультацию как-то обратился Алексей — студент четвёртого курса юридического факультета. Парень решил бросить вуз, хотя ему оставалось учиться полгода для того, чтобы получить диплом. Поступая на юриста, Алексей мечтал ходить в красивом костюме, общаться с крутыми, представительными людьми, быть в гуще ярких событий.

Очень часто школьники и студенты сталкиваются с ошибочными, поверхностными и стереотипными выводами о профессии. Прямо как этот парень, считают, что юристы — уверенные в себе люди, которые постоянно общаются с интересными людьми. На самом деле большая часть их работы сводится к рутинному бумажному функционалу.

В итоге мы с Алексеем разобрали его потребности и выяснили, что ключевое направление для него — продажи. Молодой человек бросил обучение на юридическом и поступил на направление маркетинга.

И это не худший сценарий. Многие ребята доучиваются на специальность, которая им не нравится или которую они совершенно не понимают.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Когда я работала в отделе по подбору персонала и ещё не занималась частной практикой, на должность логиста пришла собеседоваться робкая девушка, которой сложно было вымолвить хотя бы два слова. А в обязанности логиста входит общение с клиентами и подрядчиками. Ему важно уметь находить точки соприкосновения, договариваться, быть открытым. Такие качества той девушке, к сожалению, были несвойственны. Для меня, как специалиста по подбору персонала, взять такого человека на данную позицию ― стопроцентный провал. Я прямо сказала ей: «Нет, к сожалению, на эту позицию вы не проходите». Она ответила: «Как же так? Когда мы с мамой искали мне профессию, выбрали самую перспективную. В нашем городе логистика очень динамично развивается».

Да, выбрали перспективную нишу, но работодатель смотрит не только на то, что написано в дипломе. Работодатель будет платить за вовлечённость сотрудника, готовность преодолевать трудности и добиваться результатов на опеределённой должности.

Проблемы вузов и школ из-за неправильного выбора профессии

Часто только после вуза новоиспечённые работники осознают, что освоенная профессия не для них: «Общаться я не умею и не хочу», «Считать ненавижу, да и не получается». Впоследствии эти проблемы ложатся на плечи работодателей, а молодые «специалисты» продолжают искать своё призвание наугад — и снова идут чему-то учиться и порой снова разочаровываются — «опять не моё».

Этот слепой выбор профессии влечёт немало проблем не только для самих студентов, но и для системы образования в целом. Конечно же, это низкая мотивация учащихся (им просто неинтересно учиться) и низкая успеваемость учеников. Всё это в итоге — потеря репутации самой специальности, вуза, факультета и школы как такового учебного заведения.

Ещё одна проблема для сферы образования, на первый взгляд, неочевидная, — это отсутствие должного результата в школьном обучении. Любая сфера деятельности, куда идут работать неувлечённые люди, не может быть эффективной — нет результата, мотивации достигать целей, все участники процесса демотивированы. Находиться в такой системе неинтересно ни ученикам, ни учителям, ни тем, кто эту систему организует, в том числе администрации.

Примечание редакции

Согласно недавнему опросу, который провёл онлайн-сервис по поиску работы SuperJob, только 34% учителей считают свою работу призванием.

Как могла бы спасти ситуацию массовая профориентация

Массовая профориентация в школах может спасти ситуацию, и она вполне возможна, но только в тех случаях, когда она организована системно — а не просто в виде одного мероприятия для отчётности. Например, можно сделать отдельный курс, который позволит ребятам узнать себя, узнать свои сильные стороны, понять свои склонности, интересы. При этом важно, чтобы каждый ученик мог изучить мир профессий, познакомиться с вариантами учебных траекторий для получения этих самых профессий. В идеале я вижу это в виде курса внутри школы или факультатива при школе длительностью 1–3 года.

К этим курсам можно привлечь коллег из высших учебных заведений, представителей разных профессий, которые могли бы проводить серию тренингов, консультаций, экскурсий и программу семинаров. Так получится охватить максимальное количество учеников. А психолог от школы сможет координировать проекты и отдельных учеников и организовать работу с родителями. Я верю, что благодаря коллаборации с партнёрами, которые специализируются на теме осознанного выбора профессии, можно организовать комплексную работу.

Фото: Hadrian / Shutterstock

Сейчас практически в каждой школе есть психолог, но многие понимают, что далеко не все психологи действительно занимаются диагностикой, поддержкой всерьёз, потому что специалист всего один, а детей много. Конечно, профориентолога может настигнуть та же участь. Но это только в случае, если в школу позвать одного эксперта и ничего больше не делать. Если дополнительно ввести курс, факультатив, задействовать психолога и партнёров из разных учебных заведений, тогда будет польза и от одного профориентолога в школе. Он сможет помогать с освоением курса, точечно отвечать на какие-то запросы учеников во время прохождения курса. Понятно, что даже в таких случаях профориентолог не сможет провести глубокую программу, — но для этого есть индивидуальные, частные консультации.

Научитесь: Психология подростка: взрослеем вместе Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована