Неожиданный взгляд: тесное партнёрство вузов с бизнесом может привести к катастрофе
Американский преподаватель критикует университеты за перекос в образовании и помешательство на технологичности.
Иллюстрация: Annie Spratt / Unsplash / Fred Romero / lufke / Snowdog / Wikipedia / Дима Руденок для Skillbox Media
Джеймс Рашинг Дэниел
Доцент кафедры английского языка Университета Сетон-Холл, США. Автор книги Toward an Anti-Capitalist Composition («Навстречу антикапиталистической формации»).
Фото: сайт кафедры английского языка Вашингтонского университета
Преподаватель из американского Университета Сетон-Холл Джеймс Рашинг Дэниел опубликовал в издании The Chronicle of Higher Education статью под названием Higher Ed’s Cult of Growth — о том, как стремление вузов к экстенсивному росту может привести к «катастрофичному будущему».
«Высшее образование фанатично стремится к росту. Университеты хотят увеличить количество учащихся, площадь кампусов и число пожертвований. Высшее образование продаёт себя всё большему количеству студентов, расширяет своё присутствие в интернете и пополняет ряды администраторов. Идя в ногу с бизнесом, вузы также считают, что процветание обязательно связано с экономическим ростом. Учебные заведения отстаивают ценность прибыли, развития и технологических инноваций. Они преподносят себя как необходимый фактор достижения личного благосостояния, а также общественного и экономического прогресса», — пишет Дэниел.
По его словам, эта парадигма начала давать трещину, и у неё появились противники в академической среде. Дэниел напоминает о том, что некоторые исследователи, начиная с семидесятых годов, критикуют фиксацию современного общества на росте за то, что она в конечном счёте приводит к вреду экологии. Они развивают идею «антироста» (англ. degrowth), призванную трансформировать капиталистическую экономику и социальные институты.
Эта идея кажется пока очень далёкой от отечественных реалий. Однако один из тезисов, приведённых Джеймсом Дэниелом, актуален и для высшего образования в России.
Автор статьи пишет о том, что тесное сотрудничество университетов и бизнеса нередко приводит к тому, что инвесторы из промышленной и финансовой сферы косвенно — а иногда и напрямую — воздействуют на решения вузовского руководства. И даже пытаются повлиять на образовательные программы. Дэниел отмечает также прочную «дружбу» вузов и IT-индустрии, которую в США представляет Кремниевая долина:
«Технологической индустрии свойственен радикально ускоренный рост (как однажды сказал основатель PayPal Питер Тиль, „устойчивый рост — это вирусный рост“), и сейчас она доминирует в университетской среде. Вузы восприняли это с энтузиазмом. Они стали заключать сделки с EdTech-платформами, организовывать хакатоны, строить лаборатории инноваций и фабрики стартапов».
В чём же проблема? По мнению автора, самые заметные последствия этого «культа роста», которому поддались университеты, касаются перекосов в образовании. Как отмечает Дэниел, на протяжении десятилетий учебные заведения сокращали финансирование одних направлений обучения в пользу тех, которые соответствуют целям экономического роста. Больше всего от этого страдают искусства и гуманитарные науки. Автор приводит в пример случаи, когда вузы закрывают такие образовательные программы, увольняют преподавателей — и тратят миллионы долларов на постройку суперсовременных корпусов для бизнес-школ и технологических направлений.
К сожалению, в этой статье Дэниел не рассматривает, к чему такая ситуация может привести в итоге, так как фокусируется по большей части на проблеме экологии. Однако можно предположить, что из-за слишком выраженного акцента на экономическом и технологическом развитии, в погоне за эффективностью университеты перестают быть центрами культуры и знаний в широком смысле, сосредотачиваясь лишь на прикладных науках и всё больше отодвигая науки гуманитарные. Но если не вузы, то кто ещё сможет взять на себя эту роль?