Необычная практика: в качестве домашки преподаватель просит придумать мемы
Его опыт доказывает, что шутки могут стать серьёзным заданием, а не просто поднять настроение ученикам. И делают такую домашку с удовольствием.
rawpixel/ cookie_studio/ freepik/ Freepik/ Meery Mary для Skillbox Media
Как появилась идея делать мемы и что из этого вышло
Объёмное домашнее задание наводит тоску на любого студента, и будущие фармацевты из Университета Флориды не исключение. Так, третьекурсникам приходилось ежегодно писать трудоёмкий двухстраничный критический анализ научной статьи по дисциплине «Фармакоэпидемиология и безопасность лекарственных средств», а ещё адаптировать материалы курса для своих потенциальных пациентов.
Преподаватель этого предмета Джошуа Браун решил сжалиться над подопечными. Поэтому придумал для них иную задачу: создать мемы. Это, кстати, довольно сложно даже для профессионалов.
«Как миллениал, я регулярно потребляю новости и мнения, делюсь ими и другой информацией с помощью мемов — и в обычной жизни, и в профессиональной деятельности. Как педагог, я использую смешные мемы, чтобы сделать содержание курса проще, предполагая, что запоминающиеся картинки и шутки легче воспринимать студентам, которые предрасположены к визуальному обучению. Я также создаю мемы в попытке наладить общение с моими студентами. В процессе я обнаружил, что даже мне, эксперту по моему предмету, делать это непросто», — объясняет он.
Браун предложил 225 студентам объединиться в группы по три-четыре человека и создать не менее двух мемов по материалам курса. Это задание выполняло ту же функцию, что и обычное: объяснить что-то сложное понятным и доступным языком.
Работы студентов Браун выкладывал в Twitter, чтобы их могла оценить широкая аудитория, в том числе уже состоявшиеся профессионалы и другие студенты. Охват получился приличным — больше десяти тысяч человек. Обратная связь была в основном позитивной, отмечает преподаватель, да и сами студенты с удовольствием выполняли задание.
Идея проста: создать действительно классный мем по какой-то теме может только тот, кто в этой теме ориентируется как рыба в воде. А значит, чтобы выполнить это творческое и вроде бы несерьёзное задание, сначала придётся в этой теме как следует разобраться.
С одной стороны, студенты действительно продемонстрировали понимание материала, умение его упрощать, коммуницировать и критически мыслить. Они также сосредоточились на особенно сложных моментах в теории.
С другой стороны, мемы позволили обнаружить и пробелы в знаниях или в умении перенести эти знания на практику. Например, далеко не все смогли правильно использовать термины и интерпретировать изученные концепции, а некоторые и вовсе взяли за основу шуток цитаты преподавателя.
Это привело Брауна к пониманию, какие темы вызывают у студентов сложности и могут потребовать более внимательного отношения. Проще говоря, мемы стали не только хорошим домашним заданием, но и дали моментальную обратную связь педагогу.
Чем ещё полезны мемы в преподавании
Исследователь Патрик Дэвидсон в своей статье «Язык интернет-мемов» определяет мем как шутку, которая становится популярной благодаря онлайн-коммуникации. Уникальность мемов заключается в скорости их распространения и способности к трансформации. Например, обычный анекдот, который передаётся из уст в уста, за день узнают не так уж много людей — его «жизнь» зависит от того, как часто его будут рассказывать. Мем же могут за секунды увидеть и распространить сотни тысяч людей. Он столь же быстро превращается в шаблон, который можно адаптировать и продолжать распространять.
У мема обычно есть две составляющие: визуальная и текстовая. Визуальная часть не меняется, а вот текст каждый пользователь интернета может предлагать свой. На создание собственного примера у редакции Skillbox Media ушло примерно четыре секунды. В его основе известный мем «Нельзя просто так взять и…» — это фраза из фильма Питера Джексона «Властелин колец», а в качестве «подложки» используется кадр из этого же кинопроизведения.
Казалось бы, какой смысл несёт использование таких шуток-картинок в образовании? Ответ на этот вопрос даёт в своей статье Пауло Байсак, филиппинский исследователь и сотрудник University of Perpetual Help System Laguna. Байсак взял интервью у пяти преподавателей вуза, чтобы выяснить, для чего они используют мемы в обучении и с какими трудностями столкнулись.
Оказалось, что мемы позволяют педагогам:
- подготовить студентов к занятию и привлечь их внимание. Так, один из респондентов признавался, что в начале лекции показывал студентам десять странных тематических мемов, чтобы они сконцентрировались на последующей презентации;
- создать позитивную атмосферу в аудитории. Это, подчёркивают опрошенные педагоги, необходимо для концентрации;
- вовлечь в обучение;
- представить концепцию или теорию по определённой теме.
При этом опрошенные преподаватели также говорили, что сталкивались с трудностями. Например, не могли разобраться в работе с оборудованием и специальными программами: в таком случае им приходилось пользоваться помощью класса.
Ещё респонденты заметили, что существует проблема с созданием подходящего мема. Шутка должна быть актуальной и понятной для аудитории, поэтому необходимо разбираться в популярной культуре. Об этом, кстати, упоминал и Джошуа Браун: преподавателям «старой школы» нелегко закрыть возрастной пробел. Но это приводит и к позитивному эффекту, ведь им приходится исследовать популярную культуру и таким образом становиться куда ближе к своим ученикам, какого бы возраста они ни были. Это же становится поводом поближе узнать своих подопечных.
«Я просто общаюсь с моими студентами и узнаю, какие мемы сейчас в тренде, какие видео или смешные картинки они находят в интернете. Именно их я и использую в лекциях», — рассказал один из опрошенных педагогов.
Сам автор статьи сравнил использование мемов с «хождением по канату»: с одной стороны, юмор помогает создать приятную атмосферу и привлечь внимание, а с другой — нерелевантные, странные или старомодные шутки могут оказывать негативное влияние на взаимоотношения учащихся и педагогов.
В каких ещё учебных дисциплинах применяют мемы
Если коротко, то найти применение мемам можно в любом предмете. Расскажем о нескольких ярких примерах.
Исторические мемы
История — вообще идеальный предмет для использования мемов. В российской практике примеры уже есть. Так, молодой педагог из посёлка Угра Виктория Попок задаёт ученикам придумывать мемы на историческую тематику.
«Если раньше мы просили убрать планшеты и смартфоны на время занятий, то сейчас, напротив, даём им [ученикам] возможность применять цифровые технологии в образовательных целях», — рассказала Виктория в интервью Ugra-news.
Схожие задания по истории предлагает давать ученикам американский специалист в сфере образования Гленн Вибе. Спектр возможностей довольно широк, уверен он. Например, можно придумать шутки об известной исторической персоне. А можно познакомиться с «историей юмора»: проанализировать старые политические карикатуры и современные мемы, описать их и поразмышлять, чем они отличаются друг от друга, в чём их преимущества и недостатки.
Самый простой способ — создать мем на основе исторического события. Для этого ученикам придётся и подобрать подходящие картинки (а заодно узнать много нового об искусстве), и придумать для них эффектную и смешную подпись (а значит, углубиться в изучение темы).
Химические мемы
Пользу мемов на уроках химии исследовали в российских школах. В 2021 году эксперимент провели в школе №579 и гимназии №628 Санкт-Петербурга, участвовал в нём 121 девятиклассник. Исследователи предположили, что «химические образовательные мемы» (то есть те, которые несут в себе некое полезное знание по этому предмету, а не только шутки) позволят учащимся лучше закрепить пройденные темы. Среди них, например, правила обращения с серной кислотой, качественное определение сульфат-ионов с помощью ионов бария и химические свойства сернистой кислоты. Всего таких тем было четыре.
На занятиях школьникам показывали различные мемы, собранные преподавателями, а потом просили описать увиденное своими словами — объяснить шутку другу или соседу по парте. Потом эти объяснения зачитывали одноклассникам, а те их при необходимости корректировали. Затем учеников попросили дополнить объяснение химическими формулами. Наконец, последнее задание: превратить уже готовый мем, который показывался в качестве примера, в собственный. Ребятам надо было «придумать и подставить на места веществ в меме свои варианты, чтобы смысл изображения сохранился», а потом подтвердить свой пример уравнением химической реакции.
Оказалось, что мемы действительно повлияли на учёбу школьников — результаты проверочной работы у экспериментальной группы на 12–25% процентов (в зависимости от темы) превышали результаты контрольной группы, в которой мемы не использовали.
Мемы по иностранному языку
Преподаватель Государственного университета Маланга Агнес Дайан Пурнама решила использовать мемы в обучении студентов английскому языку. Её целью было создать увлекательное пространство для преподавания и изучения, а также помочь студентам проявить креативность.
Пурнама придумала двухнедельный проект, для которого предложила студентам объединиться в группы. Каждой группе надо было сделать мем по пройденным темам и выложить его в общий аккаунт в Instagram*.
«Когда студенты были расслаблены, они не ощущали, что изучение английского — это только обязательство, которое нужно выполнить к концу семестра. Наши студенты очень чувствительны к „хайповым“ и актуальным вещам. И мем — одна из них, поскольку они всегда в доступе благодаря мобильным приложениям и смартфонам, без которых студенты не могут жить. Именно в этот момент создаются внутренние ценности», — отметила эксперт.
Несколько принципов создания мемов
Если хочется попробовать свои силы и избежать неловкой ситуации, когда мем окажется несмешным или просто неуместным, стоит использовать несколько лайфхаков.
Поговорите с учениками. Объясните, что вы хотели бы разнообразить образовательный процесс с помощью мемов, и попросите прислать вам их любимые мемы, особенно если они связаны с учёбой или вашим предметом. Это поможет вам сориентироваться, какие типы мемов стоит использовать, или подобрать несколько шаблонов.
Предложите им самим создать мем. Оценив работы вместе с учениками, вы поймёте, какие мемы больше всего нравятся аудитории.
Расширяйте свой «мемный кругозор». В любой социальной сети сейчас можно найти сообщество, в котором будут мемы, которые нравятся вам или связаны с вашей областью. Возможно, какие-то из них пригодятся, чтобы сделать презентации более динамичными.
Найдите приложения для создания мемов. В этом случае не придëтся самостоятельно редактировать и долго искать шаблоны. Вот несколько таких сервисов:
- Mr-Mem — сайт с большой коллекцией готовых шаблонов и возможностью добавить свой. Искать подходящий можно по тегам, да и действий никаких особых не потребуется: только вставить подготовленный текст.
- Imgflip — здесь помимо стандартных мемов можно создавать демотиваторы и гифки, это тоже полезные и смешные инструменты.
- Meme-arsenal — этот простой сервис пригодится в создании мемов-комиксов.