Работу провели сотрудники Института естественных наук и математического образования имени Лейбница (Германия). Она опубликована в журнале Teaching and Teacher Education.
Специалисты изучили, от каких факторов зависит благополучие учителей и как на это влияет контекст работы школы. Для этого они провели два исследования. В первом участвовали разные педагоги, а во втором — учителя, работающие с детьми из семей с низким социально-экономическим статусом. В обоих случаях учителя проходили анкетирование.
Что выявило первое исследование
Сначала специалисты сосредоточились на состоянии респондентов в период пандемии. Отмечается, что школы Германии тяжело переживали время локдаунов, которые прошли в две волны. Школьная система страны оказалась не готова к дистанционному обучению — учителям и детям не хватало цифровых навыков и оборудования.
Исследователи измеряли степень эмоционального истощения, качество взаимодействия с коллегами, а также уровень поддержки, которую оказывали директора школ педколлективам, и цифровой грамотности педагога. Кроме того, они учитывали индивидуальные факторы — например, возраст, проблемы со здоровьем и количество дополнительной работы, которую приходилось выполнять в рассматриваемый период. В выборку вошли 1022 учителя из 120 школ федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн.
Проанализировав полученные ответы, авторы заметили корреляцию между психологическим состоянием и взаимодействием с коллегами и руководителями — те, кто низко оценивал качество взаимодействия, чаще испытывали эмоциональное истощение. Кроме того, состояние зависело от объёма дополнительной работы, уровня цифровой компетентности и здоровья учителей.
То есть индивидуальные характеристики тоже оказались значимы: учителя, имеющие проблемы со здоровьем и более высокую нагрузку, были утомлены сильнее. Но педагоги, положительно оценившие коммуникацию с коллегами и поддержку со стороны директоров, меньше ощущали эмоциональное истощение.
Каковы результаты второго исследования
Второе исследование провели через несколько месяцев после локдаунов, и здесь авторы сфокусировались на удовлетворённости педагогов их работой. В выборку вошли 2886 учителей из 196 школ со всей Германии. Исследователи отобрали педагогов, которые работали с учениками из семей с низким социально-экономическим статусом. Предполагалось, что эти учителя более склонны к выгоранию, поскольку находятся в более сложных условиях.
В качестве измеряемых показателей снова рассмотрели степень эмоционального истощения и удовлетворённости работой, взаимодействие с коллегами и уровень цифровой грамотности. Оказалось, что педагоги, сообщившие о более тесном сотрудничестве с коллегами, были более удовлетворены своей работой. То же самое касается цифровой грамотности — чем выше был её уровень, тем больше респонденты были довольны работой.
Авторы заметили, что эмоциональное выгорание у участников второго исследования проявлялось чаще, чем у респондентов из первой выборки. Причиной может быть работа в более сложных условиях, так как дети из семей с низким социально-экономическим статусом требуют больше педагогической поддержки. Но и во втором исследовании уровень профессионального благополучия учителей в первую очередь определялся средой общения в школе, качеством социальных взаимодействий с коллегами и руководством.
Исследователи считают, что защитой от выгорания для педагогов во всех школах могут стать организационные меры, направленные на развитие взаимоотношений внутри коллектива учителей. Но нельзя забывать и об индивидуальной поддержке: уровень нагрузки, здоровье и другие подобные факторы в некоторых случаях приводят к эмоциональному истощению даже в самых благополучных внешних условиях.
Кстати, по данным Naked Science, специалисты из Московского государственного психолого-педагогического университета пришли к похожему выводу, изучая взаимосвязь учительского выгорания со средой. Оказалось, что с эмоциональным истощением тесно связана негативная атмосфера в школе, в частности в педколлективе. Проще говоря, причиной могут быть токсичные коллеги и руководители. А если в учебном заведении наблюдается безопасная коммуникативная среда, то учителя меньше подвержены выгоранию.
Ранее одно из исследований российских психологов выявило, что с выгоранием реже сталкиваются учителя, которые пользуются поддержкой руководителя и коллег. А одним из самых значимых факторов эмоционального истощения педагогов оказался ролевой конфликт — ситуация, когда они получают противоречивые требования и указания на работе. А ещё известно, что с выгоранием чаще сталкиваются молодые учителя.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Где учителям жить и работать хорошо? Обзор условий в разных странах
- В большинстве регионов у молодых учителей оклады оказались равны МРОТ или меньше его
- «Они как бы выпадают из среднего класса»: что происходит с зарплатой учителей
- Педагоги оценили престиж своей профессии на троечку, а доходы — на двойку