Новые предметные рейтинги университетов: что о них известно
Новые списки представили на заседании Российского союза ректоров, где, в частности, присутствовали Виктор Садовничий, президент союза, по инициативе которого появился рейтинг «Три миссии университета», и Дмитрий Гришанков, глава Ассоциации составителей рейтингов, которая является оператором проекта. Мероприятие прошло 30 марта в пресс-центре ТАСС.
Непосредственным составителем 29 новых рейтингов стало агентство RAEX. В списках показаны лучшие российские вузы по широкому спектру естественных и инженерных наук, математике, социальным и гуманитарным направлениям, медицине, а также педагогике. Всего в них вошло 136 вузов из 41 региона.
Какие вузы упоминаются в рейтингах чаще всего
Конечно, наиболее широко в рейтингах представлены учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга (40 и 17 соответственно). Далее следуют Татарстан и Башкортостан (6 и 5 вузов).
Чаще всего в новых списках упоминаются:
- Уральский федеральный университет — 21 предметный рейтинг;
- Казанский федеральный университет — 20;
- Южный федеральный университет — 19;
- Дальневосточный федеральный университет — 19;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — 18;
- Российский университет дружбы народов — 18;
- Томский государственный университет — 17.
Составители списков также подсчитали, какие вузы заняли больше всего топовых мест, — это:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (17: двенадцать первых мест, одно второе и четыре третьих);
- Санкт-Петербургский государственный университет (18: одно первое, восемь вторых и четыре третьих);
- Высшая школа экономики (9: четыре первых, два вторых и три третьих);
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (5: одно второе и четыре третьих);
- Томский государственный университет (4: два первых, одно второе и одно третье).
Какие вузы — лучшие в конкретных предметных областях
Поскольку направлений подготовки, по которым составлены конкретные рейтинги, всего 29, мы приведем лишь несколько лидеров по отдельным из них. Все списки полностью можно посмотреть на сайте RAEX.
Топ-5 лучших вузов по IT-направлению выглядит так:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Московский физико-технический институт;
- Университет ИТМО;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Высшая школа экономики.
Ведущими университетами, которые готовят будущих врачей, признали:
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова;
- Медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова.
Учиться на педагога лучше всего в этих вузах (они стали сильнейшими по педагогическому направлению):
- Московский городской педагогический университет;
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- Казанский (Приволжский) федеральный университет;
- Южный федеральный университет;
- Московский педагогический государственный университет.
Что касается обучения менеджменту, то пятёрка лидеров по этому направлению выглядит так:
- Высшая школа экономики;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Юридические направления подготовки лучше всего развили:
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Высшая школа экономики;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
- Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина.
А вот лучшим экономическим образованием могут похвастаться те же вузы, что и по направлению менеджмента, но места между ними распределились по-другому:
- Высшая школа экономики;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Самые сильные направления в области лингвистики оказались в этих вузах:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Высшая школа экономики;
- Томский государственный университет;
- Московский государственный лингвистический университет.
Методика расчёта рейтингов
Предметные списки российских университетов формируются на основании оценки трёх миссий университета — образовательной, научной и общественной. Агентство RAEX уточняет, что новые списки показывают, какие вузы обеспечивают наиболее эффективную научную и образовательную подготовку в конкретной предметной области с учётом вклада в социальное развитие.
Источниками информации для составления рейтингов стали:
- статистика Минобрнауки;
- провайдеры библиометрических данных Clarivate Analytics, Scopus и РИНЦ;
- система мониторинга и анализа СМИ, а также социальных медиа «СКАН-Интерфакс»;
- платформа веб-аналитики Alexa;
- организаторы студенческих состязаний «Я — профессионал»;
- агрегаторы онлайн-курсов Class Central и «Открытое образование»;
- социальные сети.
Чтобы войти в списки, вуз должен осуществлять набор студентов на первый курс, а общая численность учащихся на всех курсах по направлению должна быть не ниже порогового значения в диапазоне от 100 до 200 человек (в зависимости от направления). Также известно, что анализировали только головные университеты, то есть филиалы не рассматривали.
«Всякий рейтинг требует стабилизации… Надо усреднение сначала: проинтегрировать данные, а потом на них работать, поэтому мы, безусловно, не включали те вузы, где нет приёма на данный предмет, и исключали те вузы, где очень маленький набор и они не дают показателей объективных. Ну и конечно, мы отобрали не более 20 вузов [в каждом рейтинге. — Прим. ред.], чтобы не создавать неустойчивое пространство по предмету… То самое усреднение, о котором я сказал», — объяснил на заседании Садовничий.
При оценке уровня образования оцениваются:
- качество подготовки зачисленных абитуриентов;
- конкурентоспособность магистратуры;
- результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах;
- кадровая обеспеченность вуза;
- количество массовых онлайн-курсов;
- объём финансирования.
Чтобы оценить научную миссию вузов, авторы рейтинга оценивали:
- библиометрические показатели (публикации и их цитирование);
- удельный вес внебюджетных источников в общем объёме затрат на научные исследования и разработки;
- доход от исследований с поправкой на масштаб;
- масштаб подготовки аспирантов, ординаторов;
- количество защит диссертаций.
Общественную составляющую измеряли по:
- вкладу университета в подготовку кадров для региона;
- доле учащихся по направлению в масштабах страны;
- доле зачисленных целевиков;
- доле студентов первого курса из других регионов;
- объёму дохода от программ дополнительного образования и количеству прошедших обучение по ним;
- количеству программ, по которым ведется приём;
- аудитории сайта вуза и количеству подписчиков в социальных сетях;
- частоте упоминаний учебного заведения в СМИ.
«Когда мы стали анализировать данные, выяснилось, что нельзя все предметы под одну гребёнку оценивать. Потому что, например, такой показатель, как олимпиады, — по каким-то предметам есть хорошие олимпиады и их много, а по каким-то вообще не проводятся олимпиады. То же самое с онлайн-курсами: где-то это принято, где-то это не принято. Но вот в результате длительного анализа мы выбрали девять типов предметов… И по каждому типу своя развесовка. Например, по математике, естественным и инженерным наукам 40% — образование, а, допустим, по педагогике образование — 50%. В силу того, что там [при расчёте рейтинга использовано] меньше критериев по науке, то есть, соответственно, меньше представлены научные показатели», — рассказал на мероприятии Гришанков.
Садовничий отметил, что в будущем численность предметных списков планируется расширить до 60. Кстати, он также заявил, что важность зарубежных рейтингов для российских учебных заведений переоценена.