Образование
#новости

Названы ключевые для обучения особенности коммуникации преподавателей со студентами

Студенты ответственнее относятся к учёбе и запоминают больше, если с ними общаться определённым образом.

Коммуникативное поведение преподавателей в онлайн-среде и его связь с отношением студентов к обучению изучили исследовательницы из кампуса НИУ ВШЭ в Перми Наталья Ряпина, Татьяна Пермякова и Екатерина Балезина. Статья об исследовании опубликована в журнале «Вопросы образования».

Как исследовали коммуникацию преподавателей и студентов

Авторы отмечают, что в зарубежных исследованиях связь коммуникативного поведения преподавателей с ходом и результатами обучения изучена уже достаточно хорошо. Но насколько выводы исследователей из других стран справедливы для российских студентов, пока оставалось неизвестным. Поэтому исследовательницы решили апробировать на российской выборке зарубежные опросники о коммуникации преподавателей и студентов, а также выяснить, какие именно характеристики наиболее важны для обучения.

В исследовании изучалась коммуникация как на синхронных онлайн-классах, так и в асинхронном обучении. То есть рассматривались и устное общение, и переписка по учебным вопросам. Информацию о коммуникативном поведении преподавателей собрали через опрос студентов: в нём участвовали более 400 учащихся из кампуса НИУ ВШЭ в Перми, а также Пермского государственного и Пермского политехнического национальных исследовательских университетов.

В анкете для студентов авторы объединили несколько зарубежных опросников о результатах обучения и об особенностях коммуникации с преподавателями. Например, учащихся спрашивали, понятно ли преподаватель отвечает на вопросы и формулирует задания, как он относится к вопросам и комментариям, как даёт обратную связь о письменных работах и насколько неформально общается со студентами в переписке. Также их просили оценить своё отношение к преподавателю, содержанию курса и требованиям по нему.

Какие выводы сделали учёные

Анализ показал: между тем, как студенты воспринимают поведение преподавателя, и тем, насколько результативным они считают своё обучение, есть связь. Наиболее важными в коммуникациях преподавателя оказались такие факторы:

  • ясность поведения, то есть действия, которые обеспечивают точное понимание студентами всех элементов курса;
  • открытость в вербальной и невербальной коммуникации — действия, которые приводят к созданию хороших отношений со студентами, формируют у них доверие к преподавателю.

Эти факторы оказались связаны с тем, считают ли студенты курс полезным и готовы ли дальше изучать это направление: чем более ясным и открытым было поведение преподавателя, тем выше учащиеся оценивали и содержание курса. А ещё ясность и открытость усилили готовность студентов следовать рекомендациям преподавателя и выполнять все учебные требования.

Наибольшую роль играет, конечно, ясность поведения — если студентам приходится гадать, что от них требуется на курсе, им вряд ли захочется повторить этот опыт. Но готовность преподавателя к общению тоже оказалась очень важна. Авторы предполагают, что если преподаватель открыт к коммуникации, быстро отвечает на вопросы и поощряет комментарии, то студенты тоже ведут себя на курсе более активно, чаще обсуждают учебные темы и в результате больше из них узнают.

Кроме того, авторы определили, какие именно действия преподавателя отвечают за восприятие его поведения как открытого. Оказалось, что это позитивное отношение к комментариям и вопросам студентов, скорость ответа на вопросы в асинхронном обучении, готовность обсуждать темы, не связанные с курсом напрямую, а также обращение к студентам по именам и использование неформального языка. Однако не все эти составляющие были связаны с результатами обучения: эмодзи, сокращения и эмоциональные восклицания не сделали курс более полезным с точки зрения студентов. Но к преподавателям, которые использовали такие элементы и больше жестикулировали во время синхронных занятий, студенты относились более позитивно.

Авторы подчёркивают, что они пока не рассматривали, какие особенности есть в коммуникации со студентами разных направлений и в ходе занятий по различным дисциплинам. Дело в том, что опрос студентов проводился в 2021 году во время ковидного дистанта, когда все направления оказались в схожих условиях. Но в другие периоды специфика дисциплин может влиять на то, какие характеристики будут важнее в коммуникации. Насколько значимо такое влияние, учёным ещё предстоит изучить.

Кстати, ранее исследовательница из РГПУ им. А. И. Герцена Анастасия Микляева рассказала в интервью Skillbox Media о целом исследовательском проекте на тему того, как студенты воспринимают преподавателей на онлайн-лекциях. Она тоже отметила, что лекторам важно демонстрировать открытость к коммуникации: это показывает студентам, что перед ними не просто говорящая голова, а живой человек со своей профессиональной позицией.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована