Образование
#новости

Названы группы студентов, которые наиболее уязвимы во время локдауна

В дополнительной поддержке нуждаются первокурсники, иностранцы, те, кто живёт в общежитиях, а также студенты из малообеспеченных семей.

Учёные из Института образования Высшей школы экономики и Томского государственного университета выяснили, что вынужденный переход к онлайн-обучению в 2020 году по-разному повлиял на успеваемость и самочувствие студентов с разными характеристиками. Исследование «Образовательная успешность студентов из уязвимых групп в условиях пандемии COVID-19» вышло в книжной серии «Современная аналитика образования» Высшей школы экономики. Работа основана на нескольких всероссийских опросах, в каждом из которых участвовало от 10 до 30 тысяч учащихся.

Разные доходы: цифровой разрыв умножает неравенство

Исследование показало, что студенты из семей с разным социально-экономическим статусом неодинаково переживали ограничения во время пандемии. Учащиеся, которые указали в опросе, что доходов их семей хватает только на ежедневные расходы, чаще отвечали, что им не удалось продуктивно учиться в дистанционном формате и взаимодействовать с другими студентами на онлайн-занятиях и во внеучебное время. К тому же у них чаще проявлялись психологические проблемы.

Так, 33% опрошенных в группе с низкими доходами имели на момент опроса симптомы средней или тяжёлой депрессии. Для сравнения: в группе студентов из семей с самыми высокими доходами с такими проблемами столкнулись 15%.

По данным опроса видно, что студенты из малообеспеченных семей в целом некомфортно чувствуют себя в вузе: реже планируют продолжать обучение в магистратуре или аспирантуре, чаще задумываются об отчислении. Авторы исследования считают, что переход на дистант обострил проблему. К существующему неравенству добавился цифровой разрыв: у студентов из семей с низкими доходами не было достаточного доступа к технологиям и широкого опыта их использования.

Общежития: плохие бытовые условия и списывание

Студенты, живущие в общежитии, и в обычное время вынуждены, помимо учебной нагрузки, справляться с бытовыми и психологическими трудностями. В этом смысле они всегда находятся в более уязвимом положении, чем те, кто продолжает жить с родителями. В пандемию трудности усугубились.

В опросе живущие в общежитиях студенты чаще отмечали, что им сложнее было найти подходящее место для дистанционных занятий. Их учёбе мешали низкая скорость интернета и другие технические проблемы.

Отчасти из-за того, что в общежитиях труднее организовать обучение, в этой группе студентов оказалось более распространено академическое мошенничество. Например, те, кто жил в общежитиях, чаще отмечали в опросе, что сдают списанные у других студентов учебные работы.

Первый курс: не хватает умения учиться

Ещё одна уязвимая группа — первокурсники. В первый год ребята обычно адаптируются к вузу, темпу обучения, взаимодействию с преподавателями и друг с другом.

Дистанционное обучение отменило большинство привычных механизмов вовлечения в учёбу и жизнь вуза. Поэтому исследователи изначально ожидали, что первокурсникам оказалось сложнее учиться онлайн, чем студентам более старших курсов. Серия опросов подтвердила гипотезу.

Студенты первых курсов испытывали те же трудности, что и все остальные: не получалось сосредоточиться на задании или лекции, не хватало социализации, учёбе мешали технические проблемы. Но они говорили об этих сложностях чаще, чем старшекурсники.

Интересно, что в 2021 году, по сравнению с 2020-м, разница между первокурсниками и остальными немного сгладилась. Похоже, зачисленные в 2020 году студенты оказались лучше приспособлены к дистанционному формату (сказался опыт школьного дистанта). Но по некоторым показателям первые курсы всё ещё были в гораздо более худшем положении, чем старшие. Например, по навыкам самоорганизации: первокурсники гораздо чаще отвечали, что им сложно удерживать внимание на онлайн-занятии или концентрироваться на самостоятельной работе.

Иностранцы: разного рода неудачный опыт

С особыми трудностями в период пандемии столкнулись иностранные студенты российских вузов. Только 43% опрошенных в ходе исследования иностранцев находились весь 2020/2021 учебный год в России. Многие не смогли приехать из-за миграционных ограничений или экономических проблем.

Так или иначе заметную часть времени иностранные студенты учились удалённо. Они оставались на дистанте и тогда, когда все остальные уже присутствовали на занятиях очно.

То есть формат обучения был гибридным — преподаватели работали одновременно со студентами в аудитории и с иностранцами, находящимися в другой стране.

Для иностранных студентов этот опыт оказался связан и с техническими трудностями, и с проблемами коммуникации (особенно для тех, кто плохо знал русский язык), и с низкой продуктивностью.

Получается, что локдауны повлияли на студентов не в равной степени. Насколько сильным был негативный эффект, зависело от курса обучения, места проживания, уровня доходов учащихся и их семей. А значит, и при внедрении мер поддержки со стороны вузов в будущем (если снова придётся вводить дистант) нужно учитывать все эти факторы.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована