Речь об этом идёт в отчёте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) о результатах проведённой в 2022-м общероссийской оценки по модели PISA.
Что это за отчёт
Общероссийскую оценку по модели PISA проводят с 2019 года. В 2022-м она охватила 1664 школы и 9043 детей. Исследование проводится по аналогии с оригинальным исследованием Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Как и международное исследование, российский аналог оценивает уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. Систему их оценки тоже заимствовали у ОЭСР — выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считают второй. Если он не достигнут, то это расценивается как недостаточное развитие у школьника базовых навыков — проще говоря, это означает учебную неуспешность. Достижение пятого и шестого уровней, в свою очередь, сигнализирует о высоких компетенциях.
Помимо результатов, которые российские школьники продемонстрировали по этим видам грамотности, в отчёте представлены и результаты на уровне школ — там обозначено, сколько в 2022 году было зафиксировано сильных школ и сколько — слабых и средних.
Какие результаты показали школы
В рамках общероссийской оценки по модели PISA школы делят в зависимости от результатов их учеников на:
- образовательные организации с низкими результатами — это те, в которых более 20% обучающихся не достигли порогового (второго) уровня по двум или трём видам грамотности;
- образовательные организации с высокими результатами — те, в которых не более 5% обучающихся не достигли порогового уровня по двум или трём видам грамотности и более 30% обучающихся достигли третьего (и выше) уровня по всем видам грамотности;
- образовательные организации со средними результатами — к ним относятся все остальные.
По итогам 2022 года больше всего в России оказалось школ со средними результатами — 43%. Учебных заведений с высокими значениями чуть меньше, но тоже немало — 38%. А низкие показатели продемонстрировали 18%. В 2021-м доли школ с высокими и низкими результатами были одинаковыми — по 27%, а средние результаты продемонстрировали 47%. Таким образом получается, что за год выросла доля школ с высокими результатами (на 11%) и уменьшилась доля школ с низкими результатами (на 9%).
Какие ещё есть данные об образовательных организациях
В рамках исследования используется понятие рисковых школ. К ним относят те, где не менее 30% учащихся происходят из семей с низким уровнем социально-экономического и культурного статуса. Такие школы делят на резильентные и нерезильентные. Разница в том, что резильентные показывают высокие образовательные результаты, несмотря на большую концентрацию детей из группы учебного риска.
По итогам исследования 2022 года, к рисковым отнесли 33% учреждений-участников, резильентными из них признаны 7%. В 2021-м такими признали 40 и 9,5% соответственно. Таким образом, за год стало меньше и рисковых, и резильентных школ. О причинах этого в отчёте не сообщается, но можно предположить, что часть школ, которые раньше считались резильентными, вышли из группы риска.
В рамках исследования также опросили представителей администраций школ-участников. Помимо прочего, они рассказали об актуальных проблемах школ — точнее, отметили, с какими из представленных в опроснике трудностей они сталкиваются. Оказалось, что больше всего респондентов волнует низкая мотивация учащихся (такой вариант отметили 49%). На втором месте — проблема дефицита учителей (её отметили 40%), а на третьем — невовлечённость родителей в учебный процесс детей (39%).
На основе этих ответов специалисты рассчитали индекс ограничений развития образовательных организаций. В итоге школы разделили на три группы — с низким, средним и высоким уровнем ограничений. Оказалось, что между этими результатами и разными видами грамотности учеников есть связь — чем ниже этот индекс, тем выше показатели учеников.
Кстати, ранее мы рассказывали о том, какие результаты показали российские школьники в рамках этого исследования по разным видам грамотности.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- 5 идей для школ, работающих в трудных условиях
- Причина неуспеваемости — образовательное неравенство и образовательная бедность?
- Финансовое неравенство населения может влиять на успеваемость детей по математике
- О неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу
- Стали известны подробности о проекте «идеальной школы» Минпросвещения