Пилотное исследование учёных из Норвежского университета естественных и технических наук в Тронхейме и Исландского университета показало, что сформировать настойчивость в достижении целей и веру в свои способности в достижении целей (то есть установку на рост) помогают даже короткие разовые онлайн-занятия по 35–40 минут. Результаты опубликованы в журнале Brain Science.
В предварительном исследовании приняли участие 38 студентов из Норвежского университета естественных и технических наук. Средний возраст в группе составил 22,5 года. Перед исследованием студентам раздали анкеты, чтобы узнать, как они оценивают своё упорство, самоэффективность, тип мышления и уровень благополучия. Кроме того, их попросили оценить общий уровень самочувствия.
После этого студенты прошли онлайн-курс продолжительностью 35–40 минут под названием «Я могу». На нём исследователи пытались сформировать у учащихся соответствующее отношение к их собственным способностям и веру в то, что те действительно добьются успеха в выбранном деле. В ходе короткого онлайн-курса участникам рассказали о:
- пластичности мозга и его способности обучаться и развиваться;
- долгосрочных целях для повышения уровня навыков;
- важности постоянного обучения;
- формировании сильного интереса к области или навыку, который они изучают.
Кроме того, участников познакомили с мотивационными стратегиями, которые можно использовать для поддержки такого настроя. А в конце занятия студентам предложили в письменном виде дать советы однокурсникам, которые сталкиваются с трудным предметом.
Через восемь недель студенты повторно прошли анкетирование, где их вновь попросили оценить своё состояние. Результаты показали, что студенты стали чувствовать себя более настойчивыми в достижении целей, чем были до прохождения онлайн-курса. Другие показатели менялись незначительно. Исследователи хотят продолжить работу и провести два более крупных исследования, в том числе исследование с участием 1 тысячи десятиклассников.
Напомним: установка на рост (или мышление роста) — это убеждённость в том, что если постараться, то можно научиться практически чему угодно, потому что способности не «даются» человеку в неизменном виде раз и навсегда, а могут развиваться благодаря приложенным усилиям. Такая установка считается более полезной для успехов в учёбе, чем фиксированное мышление, предполагающее, что у каждого свои способности от природы, и если их нет, то ничего не получится. Учёные во всём мире проводят исследования, стараясь выяснить, действительно ли формирование такой установки у учащихся позволяет улучшить результаты обучения.
Мы ранее рассказывали об эксперименте в США с участием 2 тысяч отстающих 6–7-классников. Для этих детей в течение года проводили особые занятия, где им рассказывали, как использовать мышление роста в учёбе. В результате за год таких занятий их участники улучшили свою успеваемость в среднем на несколько процентных пунктов.
Другой эксперимент прошёл в США с участием старшеклассников: чтобы сформировать мышление роста у них, сначала обучали педагогов тому, как важен такой тип мышления и как его можно развить у подростков. Это делали с помощью разовых 45-минутных олайн-материалов. Эксперимент показал, что среди учителей, которым показали эти онлайн-материалы, распространилось мышление роста и выросла готовность использовать соответствующие педагогические практики. А главное — то, что у этих педагогов чуть больше учеников, чем в контрольных группах, успешно завершили сложные курсы (по естественным наукам и математике).
А немецкие учёные в 2020 году выяснили, как умение настраивать свою мотивацию влияет на успеваемость. Самыми эффективными с точки зрения влияния на академические усилия (а через них — на успеваемость) оказались стратегии самоубеждения с ориентацией на мастерство и результат. Студенты, которые их применяли, больше старались и достигали лучших результатов.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!