К такому выводу пришли нейробиологи из США. Их работа описана в журнале Developmental Cognitive Neuroscience.
Учёные решили выяснить, связано ли то, как устроено белое вещество в мозге младенцев, с тем, как они в будущем будут осваивать языковые навыки. Подчёркивается, что это первое в своём роде подобное исследование. Участие в нём приняли около 40 детей.
Как изучали
На первом этапе младенцам проводили процедуру магнитно-резонансной томографии (МРТ). А когда этим детям исполнилось пять лет и пришла пора идти в школу, исследователи провели ряд тестов, чтобы установить их уровень владения родным языком. В частности, они оценивали объём словарного запаса и способность сложить слово из предложенных букв.
В ходе МРТ оценивали данные о развитии белого вещества головного мозга. Исследователи пояснили, что оно действует как связующее звено между миллиардами нейронов, называемых серым веществом и составляющих мозговую ткань.
«Часто используется полезная метафора: пути белого вещества — это именно „пути“, а области серого вещества — „пункты назначения“», — пояснила руководитель исследования Дженнифер Зук.
Если точнее, то учёных интересовало, как легко вода диффундирует через эту ткань, что указывает на плотность «путей».
Кроме того, Зук отметила, что это первые в своём роде данные о развитии белого вещества в столь раннем возрасте. Всё дело в сложностях при проведении МРТ у детей: их нужно помещать в аппарат спящими, поскольку во время процедуры нежелательно двигаться. А главная проблема состоит в том, что во время МРТ аппаратура издаёт громкие звуки, что может помешать сну и, как следствие, сорвать проведение исследования. Тем не менее эксперименты прошли успешно, и несколько лет спустя эти же дети смогли поучаствовать в языковых тестах.
Что выяснили
Нейробиологи пришли к выводу, что у детей, родившихся с более высокими показателями развития белого вещества, позднее языковые навыки были лучше. В связи с этим они предполагают, что их развитие прежде всего зависит от генетики.
Однако науке давно известно, что окружающая среда также играет важную роль в формировании языковых способностей человека: дети впитывают информацию из «внешнего мира», ещё находясь в утробе матери. Они продолжают учиться под воздействием всего, что их окружает после рождения.
«Возможно, индивидуальные различия в белом веществе, которые мы наблюдали в младенчестве, могут быть обусловлены каким-то сочетанием генетики ребёнка и окружающей его среды», — поделилась соображениями Зук.
Она пояснила, что в первый год жизни ребёнок особенно подвержен влиянию окружающей среды, а это значит, что именно в этот период он получает основу для последующего обучения.
По её словам, до сих пор неясно, что имеет большее влияние для развития языковых навыков: организация мозга в младенчестве или внешняя среда. Поэтому теперь учёные планируют попытаться выяснить, какой из этих факторов имеет большее значение.
Эти данные помогут выявлять ранние факторы риска в развитии речи у маленьких детей и определять стратегии укрепления их навыков.
Кстати, недавно стало известно, что около 60% российских детей поступают в первый класс с нарушениями устной речи. По мнению специалистов, это связано с тем, что изменились системы диагностики: сейчас сократилось число обязательных обследований, которые выявляли нарушения ещё в дошкольном возрасте, после чего детей направляли к логопедам.
Ранее мы писали о нескольких исследованиях, в процессе которых изучались навыки чтения у детей. По их итогам эксперты предложили довольно простые способы решения проблем. Например, выяснилось, что детям с трудностями в этой сфере легче читать, если экран мерцает. А ещё задачу упрощает увеличение пробелов между буквами.