Образование
#Мнения

«Мы предоставили свободу в процессе, сосредоточившись на ответственности за результат»

Могут ли подростки учиться самостоятельно, как студенты хорошего вуза, и почему не нужно специально заинтересовывать учеников предметом.

Colowgee для Skillbox Media

Фото: страница Дмитрия Зеливанского в Facebook*

Дмитрий Зеливанский

Директор по коммерческим программам, руководитель проектов «Вторая смена» и «Заочка» в Новой школе. Ранее работал директором в Институте современного детства (компания «Мир детства»), директором по методологии обучения и партнёром в компании ActionLearning.

С разрешения Дмитрия публикуем часть его поста в личном аккаунте Facebook* об итогах прошлого учебного года — размышления о том, как школе работать с самостоятельностью подростков.

Один из ключевых и самых ценных выводов года для меня в следующем. Личностные и метапредметные образовательные результаты непросто получить. С одной стороны, чисто технологически, методически и управленчески трудно создавать работающие на это процессы — они средовые, тонкие, хрупкие, сложноорганизованные. С другой стороны, ресурс, который ребёнок затрачивает, довольно ощутимый.

Сегодня же бытует представление, что все эти «сладкие штуки» выращиваются между делом на уроках и практически ничего не стоят по времени и силам. Они лишь формально учтены в календарно-тематическом планировании, хотя описаны в любой образовательной программе по каждому предмету (ФГОС требует).

Когда же мы всерьёз ими озадачиваемся, то картина вырисовывается совсем иная — ресурс у ребёнка уходит значительный, особенно на первых порах. Со временем понимаешь, что «всего хорошего» вряд ли добьёшься, необходимо выбрать конкретных зайцев и гнаться за ними постепенно и продуманно.

Какой «заяц» важнее других

В коучинге есть мощный вопрос после составления колеса жизненного баланса, в процессе выбора приоритетов развития. Звучит так: «Есть ли у тебя такая сфера жизни, улучшение в которой потянет вверх все другие?» Задача в том, чтобы выделить самое значимое и эффективное направление, от которого зависит многое, и направить туда основные ресурсы.

Как и раньше, мы уверены, что стержнем качественного образования (и качественной жизни) является субъектность, авторство, agency. Чем дальше в дебри опыта, тем сильнее в этом убеждаемся.

Если в картине мира ребёнка он сам не является владельцем своей учёбы (и жизни), то всё остальное в образовании не имеет особого значения (при этом достигается огромными, в том числе внешними, усилиями).

А с ощущением себя хозяином проще решаются и другие задачи образования: мотивации, успеваемости, ответственности, коммуникации, здоровья, саморегуляции и другие. Поэтому основной вопрос для нас — как развивать стержень в существующих условиях.

Как задачу решают в Новой школе

В модели «Второй смены» мы предоставили свободу в процессе, сосредоточившись на ответственности за результат. Сделали возможным свободное посещение уроков, но обязательным — понимание каждой темы. Нет, мы не отменили уроки, наоборот — у нас чудесные учителя, интересные уроки (над этим идёт своя работа), дети об этом много говорят. В этом и смысл — мы сделали растяжку для сложного выбора. Не хочешь ходить на уроки — не вопрос. Но все (!) темы нужно сдать на минимальный балл. Можешь не делать домашку, но отвечаешь за результат ты.

В модели и образовательной среде есть ещё много элементов — тьюторское сопровождение, уважительное отношение, личностные навыки, курсы для жизни, нулевая терпимость к буллингу, академическая честность, критерии приёмки, система пересдачи долгов, насыщенный внеакадем и так далее. Но самый важный — свобода выбора и ответственность за результаты.

Что-то очень похожее как на учёбу в хорошем вузе, так и на будущую профессиональную деятельность. Причем саму классно-урочную систему мы не трогали, содержание и программы тоже. Возможно, такой подход смогут использовать и другие школы, где развитие самостоятельности важно.

Как ученики справляются с самостоятельностью

Погружение ребёнка в такой подход обычно проходит через непростой процесс «расшколивания», где мы с семьёй даём ему понять, что ругать за двойки никто не будет, это его дело, но существуют неприятные последствия ничегонеделания — можно вылететь из этой школы, можно остаться на второй год. Или догонять летом и сдавать долги в августе, чем сейчас некоторые и заняты. Всё это мы честно и прямо транслируем.

Они пробуют свободу на вкус, прогуливают, накапливают долги и в третьем триместре пытаются всё сдать.

Кто-то не справляется и уходит, но большинство на этом опыте постигают основы самостоятельности, ответственности, причинно-следственных связей, планирования, тайм-менеджмента, конструктивных коммуникаций и других прелестных навыков.

После первого года количество прогулов и долгов заметно снижается, а к 8–9 классу ребята начинают осознанно относиться к учёбе, что в итоге приводит большинство и к хорошим академическим результатам и другим благам.

Почему интерес — не главное в учёбе

При том, что у нас великолепные учителя, мы перестали делать стратегическую ставку на интересность — убрали «заинтересовать ребёнка предметом» из ключевых целей. Это не значит, что учителя забили на уроки, наоборот — у них свобода, творят чудеса. Но не это главное:

  • во-первых, нет (по крайней мере у нас) учеников, которым были бы интересны все предметы — чаще и в половине «движок» интересности не работает;
  • во-вторых, когда много хороших учителей, наблюдается определённая инфляция интереса — его значимость снижается;
  • в-третьих, у активных и общительных ребят в подростковом возрасте даже самый интересный и любимый урок часто проигрывает конкуренцию с «пойти потусить с друзьями» и другими важными интересами;
  • в-четвёртых, гораздо важнее научиться действовать, когда надо. Не очень хочется, но надо. Надо тебе.

Парадокс — при этом даже отпетые двоечники и прогульщики хвалят учителей и уроки.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована