Образование
#новости

Министр объяснил, почему «не состоялась» магистратура в России

И рассказал, как предполагается устроить аналог этого уровня образования в новой системе.

По мнению руководителя Минобрнауки Валерия Фалькова, количество программ магистратуры в российских вузах слишком велико, и подчас они дублируют содержание программ бакалавриата. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на выступление Фалькова на встрече с ректорами российских вузов на территории центра «Сириус». На мероприятии обсуждалась реформа системы высшего образования, направленная на отказ от Болонской системы.

Как рассказал Валерий Фальков, магистерские программы реализуются почти во всех государственных вузах России, и это ненормально. Избыточный спрос на магистратуру возникает из-за того, что бакалавриат не оправдал ожиданий. По словам Фалькова, работодатели склонны считать полным образованием только прохождение и бакалавриата, и магистратуры. По этой причине выпускники массово поступают на магистерские программы, а тем не хватает кадровых, инфраструктурных и образовательных ресурсов. Магистратура в её нынешнем виде в России «не состоялась», констатировал министр.

Напомним, в мае 2023 года был подписан указ президента о совершенствовании системы высшего образования. В нём в качестве эксперимента установлено два образовательных уровня — базовый и специализированный. К специализированному уровню отнесли магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку (аспирантура выделена в отдельный уровень профессионального образования, над высшим). Соответственно, базовый уровень — это то, что сейчас называется бакалавриатом и специалитетом, хотя в указе эти понятия не фигурируют. Эксперимент проводится на некоторых программах шести российских вузов.

Как пишет «Коммерсантъ», на встрече с ректорами Валерий Фальков подчеркнул, что приёмная кампания 2025 года уже должна проходить «на новых программах». Цель в том, чтобы базового высшего образования — в отличие от бакалавриата — выпускникам было достаточно для выхода на рынок труда, а также чтобы оно было одновременно и практичным, и фундаментальным. Что касается специализированного уровня, министр подтвердил ранее обсуждавшиеся идеи о разделении исследовательских и профессиональных программ. Предполагается, что государство будет полностью финансировать только первый тип — для тех, кто планирует работать в науке. А программы второго типа, направленные на получение знаний и навыков в узких прикладных областях, будут софинансировать работодатели.

Ранее Валерий Фальков рассказывал о целях и задачах формирования новой национальной системы высшего образования. Он считает, что необходимо сосредоточиться на введении гибких сроков обучения в рамках базового образования. При этом определять продолжительность учебных программ вузы должны вместе с работодателями. Как подчеркнул министр, задача в том, чтобы дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда и в то же время удержать баланс между фундаментальностью и практикоориентированностью образования.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована