Основные результаты исследования представили на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», которая состоялась 3 февраля
Что это за мониторинг
Медиагруппа следит за медиаактивностью российских вузов с 2018 года. В рамках исследования рассматривают ежемесячную динамику трафика университетских сайтов и упоминаемости учебных заведений в СМИ. Кроме того, ежеквартально отслеживаются упоминания российских вузов в зарубежных СМИ на английском и китайском языках. По словам экспертов, вероятно, что скоро потребуется анализировать упоминаемость и в испаноязычном инфополе. Это связано с тем, что российские университеты активно привлекают студентов из стран Латинской Америки.
Вузы, участвовавшие в проекте «5-100», и опорные университеты в мониторингах рассматривают по отдельности. Всего в 2021 году в фокус исследования попали 54 вуза.
Что выяснили
По всем указанным параметрам лидирует Высшая школа экономики. Средний показатель трафика сайта вуза составил 4,5 млн просмотров в месяц. Другие университеты-лидеры в группе «5-100» показывают результаты в два раза ниже. После НИУ ВШЭ в рейтинге по этому показателю идут Томский государственный университет и Уральский федеральный университет.
Показатели опорных вузов в целом упали. Отметки в миллион просмотров достиг только Алтайский государственный университет, и то — лишь один раз за год.
«В 2021 году опорные университеты продемонстрировали отсутствие системы работы со своими ресурсами. Ранее были проблемы, сбои, но системная работа с сайтами была. За прошедший год, к сожалению, мы её не увидели совсем. Исследование показало, что аудитория покинула сайты региональных вузов. С этим нужно разбираться предметно», — заявила руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.
По числу упоминаний в зарубежных СМИ Высшая школа экономики тоже обогнала другие вузы — у неё этот показатель составляет порядка 2,5 тысячи. Правда, в части англоязычных публикаций успехи университета ухудшились: если в 2020 году ежеквартальный показатель в среднем составлял 328 упоминаний, то в 2021-м — всего 289. Зато в китайскоязычном пространстве «Вышку» стали упоминать гораздо чаще. Там за год этот показатель вырос более чем в три раза — с 86 до 282.
Российские СМИ упоминали НИУ ВШЭ в своих публикациях в среднем 2,5 тысячи раз за год. Дальше, также с большим отрывом, следуют Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет и Московский физико-технический институт (примерно по 1,5 тысячи в месяц каждый). Упоминание опорных университетов оказалось значительно менее частым. Максимальное значение показал Псковский государственный университет — 454 упоминания.
Что ещё заметили специалисты
Эксперты обнаружили тенденции, которые могли сказаться на снижении трафика университетских сайтов. Например, это:
- вывод информации о приёмных кампаниях в соцсети;
- отказ от использования сайтов как точек входа на образовательные онлайн-площадки;
- разведение аудиторий по разным платформам.
А ещё трафик сайтов традиционно падает летом. Это логично: на каникулах сайты не представляют интереса для студентов и преподавателей.
«Летом эта аудитория от нас уходит, и мы теряем её вплоть до сентября. И ничего иного для абитуриентов или других категорий, которые могли бы обращаться к сайту, вузы, к сожалению, не предлагают. Отсюда ощутимое падение», — пояснила Тюрина.
При этом она отметила, что стимулом к росту медиаактивности послужил похожий мониторинг Минобрнауки, который начали вести летом прошлого года. По его итогам составляется ежемесячный рейтинг.
Кстати, в марте 2021-го компания «Медиалогия» тоже составила собственный рейтинг медийных вузов России.