Образование
#новости

Кружки до вуза доведут? Найдена связь между допобразованием и планами на поступление

Оказывается, чем больше внеурочных программ посещает ребёнок, тем выше его амбиции.

Об этом говорится в 30-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».

Исследование базируется на данных опросов, проведённых в 2020/2021 учебном году среди 14 337 родителей школьников. Уточняется, что в 91% случаев дети респондентов посещали обычные школы, а остальные — лицеи и гимназии.

Что в целом известно об участии детей в допобразовании

В рамках анализа учитывались любые виды внеурочной учёбы — занятия в спортивных и музыкальных школах, центрах дополнительного образования и прочих учреждениях.

Выяснилось, что только 20% российских школьников не участвуют ни в каких дополнительных образовательных программах. Кроме того, стало известно, что из числа детей, которые принимают в них участие, 63,2% делают это вне своих школ, хотя те и предоставляют такую возможность. Видимо, занятия за пределами школы представляются более качественными или престижными.

Кроме того, специалисты узнали, что треть российских школьников занимается с репетиторами — 27,5% встречаются с ними очно, а 5,8% участвуют в уроках дистанционно.

Как посещение внеурочных занятий связано с планами на дальнейшее образование

Респондентов попросили рассказать о том, где собираются учиться их дети после окончания девятого и одиннадцатого классов. В обоих случаях обнаружилась связь между планируемой траекторией и посещением программ допобразования.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №30

Девятиклассники, участвующие в дополнительных занятиях, чаще планировали продолжить учёбу в старших классах. Причём если часть посещаемых кружков и секций была организована на базе их школ, то они чаще собирались продолжить обучение именно в них. А вот дети, которые занимались только за пределам своей образовательной организации, были более склонны перейти после девятого класса в другую.

Что касается ребят, которые не посещали никаких кружков и секций, то они чаще собирались продолжить учёбу в учреждениях системы среднего профобразования (СПО). Кроме того, такой выбор чаще делали те, кто занимался дополнительно только на базе своей школы.

Схожая ситуация наблюдалась и с одиннадцатиклассниками. Те, кто вообще не посещал внеурочных занятий, чаще планировали поступать в колледж.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №30

Если говорить о вузах, то дети, посещавшие хотя бы часть занятий за пределами своих школ, чаще планировали поступать в учебные заведения других регионов, включая столичный. А ребята, участвовавшие только в тех программах, которые проводят в их образовательных организациях, скорее намеревались получать высшее образование в своём регионе.

Как на планы школьников влияют характеристики дополнительных программ

Выяснилось, что чем больше разных внеклассных занятий посещает девятиклассник, тем больше вероятность, что он захочет продолжить учёбу в старших классах. А те, кто занимается только по одной программе допобразования, чаще собираются получать среднее профессиональное образование или не определились с траекторией.

Что касается одиннадцатиклассников, то у тех, кто посещает две и более программ допобразования в своей школе, значительно чаще есть чёткие планы на высшее образование. В опросе их родители выбирали варианты с поступлением в вуз в столицах или в своём регионе. А среди школьников, участвующих лишь в одной программе, больше тех, кто не определился с выбором дальнейшей траектории.

Помимо этого, известно, что чем больше дополнительных программ ребёнок посещает вне своей школы, тем больше вероятность, что он собирается поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Аналогичные планы чаще строят и те, кто платно занимается вне своей образовательной организации. Больше всего одиннадцатиклассников, собирающихся поступать в столичном регионе, среди тех, кто дополнительно изучает предметы школьной программы и иностранные языки на платной основе.

Кстати, не так давно другое исследование Высшей школы экономики выявило, сколько в России отличников, хорошистов и троечников. В частности, выяснилось, что выбор образовательной траектории может зависеть от достатка семьи и образования родителей.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована