Об этом говорится в 30-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
Исследование базируется на данных опросов, проведённых в 2020/2021 учебном году среди 14 337 родителей школьников. Уточняется, что в 91% случаев дети респондентов посещали обычные школы, а остальные — лицеи и гимназии.
Что в целом известно об участии детей в допобразовании
В рамках анализа учитывались любые виды внеурочной учёбы — занятия в спортивных и музыкальных школах, центрах дополнительного образования и прочих учреждениях.
Выяснилось, что только 20% российских школьников не участвуют ни в каких дополнительных образовательных программах. Кроме того, стало известно, что из числа детей, которые принимают в них участие, 63,2% делают это вне своих школ, хотя те и предоставляют такую возможность. Видимо, занятия за пределами школы представляются более качественными или престижными.
Кроме того, специалисты узнали, что треть российских школьников занимается с репетиторами — 27,5% встречаются с ними очно, а 5,8% участвуют в уроках дистанционно.
Как посещение внеурочных занятий связано с планами на дальнейшее образование
Респондентов попросили рассказать о том, где собираются учиться их дети после окончания девятого и одиннадцатого классов. В обоих случаях обнаружилась связь между планируемой траекторией и посещением программ допобразования.
Девятиклассники, участвующие в дополнительных занятиях, чаще планировали продолжить учёбу в старших классах. Причём если часть посещаемых кружков и секций была организована на базе их школ, то они чаще собирались продолжить обучение именно в них. А вот дети, которые занимались только за пределам своей образовательной организации, были более склонны перейти после девятого класса в другую.
Что касается ребят, которые не посещали никаких кружков и секций, то они чаще собирались продолжить учёбу в учреждениях системы среднего профобразования (СПО). Кроме того, такой выбор чаще делали те, кто занимался дополнительно только на базе своей школы.
Схожая ситуация наблюдалась и с одиннадцатиклассниками. Те, кто вообще не посещал внеурочных занятий, чаще планировали поступать в колледж.
Если говорить о вузах, то дети, посещавшие хотя бы часть занятий за пределами своих школ, чаще планировали поступать в учебные заведения других регионов, включая столичный. А ребята, участвовавшие только в тех программах, которые проводят в их образовательных организациях, скорее намеревались получать высшее образование в своём регионе.
Как на планы школьников влияют характеристики дополнительных программ
Выяснилось, что чем больше разных внеклассных занятий посещает девятиклассник, тем больше вероятность, что он захочет продолжить учёбу в старших классах. А те, кто занимается только по одной программе допобразования, чаще собираются получать среднее профессиональное образование или не определились с траекторией.
Что касается одиннадцатиклассников, то у тех, кто посещает две и более программ допобразования в своей школе, значительно чаще есть чёткие планы на высшее образование. В опросе их родители выбирали варианты с поступлением в вуз в столицах или в своём регионе. А среди школьников, участвующих лишь в одной программе, больше тех, кто не определился с выбором дальнейшей траектории.
Помимо этого, известно, что чем больше дополнительных программ ребёнок посещает вне своей школы, тем больше вероятность, что он собирается поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Аналогичные планы чаще строят и те, кто платно занимается вне своей образовательной организации. Больше всего одиннадцатиклассников, собирающихся поступать в столичном регионе, среди тех, кто дополнительно изучает предметы школьной программы и иностранные языки на платной основе.
Кстати, не так давно другое исследование Высшей школы экономики выявило, сколько в России отличников, хорошистов и троечников. В частности, выяснилось, что выбор образовательной траектории может зависеть от достатка семьи и образования родителей.