Учёные из Великобритании, США и Нидерландов проанализировали результаты когнитивных тестов почти 12 тысяч американских детей.
Работа основана на данных ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development) — крупнейшего долгосрочного исследования развития мозга и состояния здоровья американских подростков. Результаты опубликованы в журнале Cortex.
Как провели исследование
В ходе исследования изучались когнитивные функции и количество экранного времени у детей в возрасте от 9 до 12 лет. Данные собирали в течение двух лет, и каждый день участники самостоятельно оценивали, сколько времени они провели за просмотром телешоу и фильмов, за видеоиграми и на цифровых платформах, например в социальных сетях. При этом они могли выбирать варианты от полного отсутствия экранного времени до четырёх и более часов в день.
Кроме того, исследователи с помощью МРТ оценивали развитие и работу мозга каждого ребёнка. При этом проводили и МРТ в состоянии покоя, и МРТ в моменты решения различных когнитивных задач. В дополнение к этому учёным были доступны оценки физического и психического здоровья и информация от родителей или опекунов детей об их развитии. Более 4 тысяч участников прошли полное сканирование дважды, что позволило проследить изменения в состоянии и работе их мозга.
Что обнаружили
Оказалось, что у детей одного и того же возраста экранное время сильно варьируется. Однако на связях между различными областями мозга, на работе нейронных сетей и на показателях когнитивного развития — оценивались, к примеру, рабочая память, скорость обработки информации, навыки чтения — эта разница не отразилась. То есть даже самая высокая вовлечённость в использование цифровых технологий не закладывала различий в развитии мозга, в поведении детей и в их психологическом здоровье.
Авторы не отвергают идею о том, что использование гаджетов может быть связано с негативными эффектами для развития ребёнка. Но, как подчёркнуто в исследовании, такие эффекты проявляются под действием комплекса факторов. Чтобы понять их причины, нужно исследовать, как и зачем дети применяют технологии. Само по себе экранное время (даже очень продолжительное) не означает, что у ребёнка будут проблемы в когнитивном развитии.
Исследователи делают вывод, что ограничение цифровых технологий не улучшит развитие когнитивных способностей у детей — то есть политика широкого отказа от таких технологий в воспитании и обучении, которую начали проводить в некоторых странах, не обоснована. Напомним, такие реформы недавно начались, к примеру, в Швеции. Учителя стали делать акцент на чтении печатных книг и письме от руки, реже использовать на уроках планшеты и уделять меньше внимания навыкам работы с клавиатурой у детей.
Некоторые российские исследователи также связывают сложности, которые возникают в понимании текстов у подростков, с повсеместной цифровизацией с раннего возраста. Однако, возможно, дело не в самой технологии, а в том, как её используют подростки, и в том, что не во всех школах учат правильно работать с цифровой информацией. Например, специалисты считают, что чтение текстов в цифровых форматах тоже может быть глубоким, но для этого нужно прилагать чуть больше усилий и использовать специальные приёмы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!