Книжная полка: «Запомнить всё», Питер Браун, Марк Макдэниэл и Генри Редигер
Рассказываем о руководстве по эффективному обучению, основанном на открытиях когнитивной психологии и нейрофизиологии.
adam nowakowski / unsplash
Полное название: «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрежки»
Издательство: Альпина Паблишер
Год выпуска: 2017
Книга «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрежки» родилась в результате сотрудничества писателя Питера Брауна, доктора психологии и когнитивистики Марка Макдэниэла, а также Генри Редигера, профессора Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Авторы книги считают, что в процессе обучения быстрый результат обычно ненадёжен, и разбирают феномен иллюзии знания — явления, когда человек, только познакомившись с предметом, но не осмыслив его, начинает считать, что уже вполне его освоил. Хотя знания, полученные таким способом, обычно неглубоки и испаряются после первого же экзамена. Этот феномен, кстати, может сработать и во время обучения на массовых онлайн-курсах: после нескольких лекций студент решает, что достаточно знает о предмете, и бросает просмотр, не дойдя до конца курса.
Если перечитывание практически бесполезно, то почему студенты предпочитают этот метод обучения всем прочим? Возможно, потому, что им так сказали. Но есть и другая, менее очевидная причина — ранее упомянутый феномен: чем более знакомым становится текст, чем быстрее он читается, тем легче уверовать, что всё в нём понято и усвоено. Любой преподаватель подтвердит: студенты упорно стараются вызубрить именно те формулировки, которые услышали на лекциях, — а всё из-за превратного представления, будто смысл предмета заключается в той «форме», в которой он подаётся.
Питер Браун, Марк Макдэниэл и Генри Редигер,
«Запомнить всё»
Авторы «Запомнить всё» уверены, что по-настоящему эффективные приёмы и методики обучения базируются не на традиционном подходе «так принято», а на достижениях когнитивной психологии и нейрофизиологии. Эти науки уже развенчали множество мифов о познании — например, тот, который гласит, что для глубокого изучения предмета нужно сосредоточиться только на нём одном и не «распыляться» ни на что другое. Гораздо эффективнее подход, который получил название интерливинга (по-английски — interleaving, переводится как «чередование»), — одновременное изучение нескольких тем или предметов, нахождение и осмысление связей между ними.
Читайте также: 10 принципов эффективного обучения от Джона Медины
Кроме того, Браун, Макдэниэл и Редигер говорят о методике интервальных повторений и использовании ментальных моделей, о важности помещения новой информации в близкий ученику контекст и пользе тестирования — о том, что действительно поможет не только дать обучающимся глубокие знания, но и развить у них самостоятельное мышление.
Книга будет полезна педагогам и всем, чья деятельность так или иначе связана с обучением других: бизнес-тренерам, методистам и менеджерам по развитию персонала. И самим учащимся, конечно, тоже — её вполне можно порекомендовать своим студентам.