Образование
#статьи

Книжная полка: «Видимое обучение для учителей», Джон Хэтти

Рассказываем о практическом руководстве по модели обучения, которая вызвала много споров.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Видимое обучение для учителей. Как повысить эффективность педагогической работы».

Оригинальное название: Visible Learning for Teachers: Maximizing Impact on Learning.

Издательство: «Национальное образование».

Год выпуска: 2021.

Джон Хэтти — исследователь образования и профессор в Мельбурнском университете. Широкую известность ему принесла книга «Видимое обучение» — фактически это «метаанализ метаанализов» более 50 тысяч исследований, посвящённых влиянию различных факторов на образовательный процесс и результаты обучения.

В итоге Хэтти выделил десять составляющих, которые, согласно полученным результатам, эффективнее всего действуют на успехи школьников. Среди них — самооценка и рефлексия учащихся, формирующее оценивание и обратная связь от учителя, ясность преподавания, учёт стадии когнитивного развития учеников, взаимное обучение и другие факторы.

Книга очень популярна во всём мире, но нельзя не упомянуть и о том, что после её публикации Хэтти раскритиковали за некорректное использование статистических методов. Например, психолог Роберт Славин отметил выбор недостоверных научных работ для метаанализа и ошибки в расчётах, а статистик Пьер-Жером Бержерон вообще назвал исследование Хэтти «псевдонаукой».

Сам автор не согласился с критиками и продолжил продвигать свою модель «видимого обучения», основанную на выявленных им факторах эффективности. Согласно подходу Хэтти, обучение наиболее действенно в том случае, когда учитель смотрит на образовательный процесс глазами ученика, а ученик выступает в активной роли — практически становится учителем для самого себя.

Через несколько лет после публикации «Видимого обучения» Джон Хэтти выпустил «Видимое обучение для учителей» — практическое руководство по применению этой педагогической модели. Книга состоит из трёх глав. В первой автор раскрывает принципы «видимого обучения» и роль учителя в этом подходе, во второй — предлагает подробный план подготовки и проведения урока. Здесь же рассматриваются разные аспекты образовательного процесса, такие как мотивация, учебная программа, метакогнитивные стратегии и управление классом. Третья глава содержит размышления автора о ментальных моделях педагогов и руководителей в образовании. Есть и приложение с чек-листами, таблицами и списками, которые помогут внедрить «видимое обучение» в школе.

И хотя доказательная база, на которой Хэтти построил свою модель, может вызывать сомнения, вряд ли сейчас кто-то будет спорить с тем, что структурированная подача учебного материала и понятные объяснения приносят хорошие результаты. Или с тем, что в процессе обучения важны метакогнитивные навыки и селф-компетенции. А значит, из практических рекомендаций профессора вполне можно почерпнуть что-то полезное.

Кому будет полезно: учителям, преподавателям, методистам и всем, кто интересуется современными педагогическими подходами.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована