Книжная полка: «Российское учительство», Игорь Зубков
О том, в каких условиях жили, сколько зарабатывали и как относились к подопечным учителя дореволюционных гимназий и земских школ.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916».
Издательство: «Новый хронограф».
Год выпуска: 2010.
В 1870-х годах начался крайне важный этап в истории российской школы — обучение стало массовым и доступным всем слоям населения. Правда, речь шла только о начальной ступени образования — освоении навыков чтения и чистописания, арифметики и Закона Божьего. Этому учили в земских школах, которые вплоть до революции 1917 года были самыми распространёнными учебными заведениями в России. В то же время существовали платные гимназии и реальные училища, которые обучали воспитанников на уровне средней школы, готовили их к государственной службе и поступлению в университет.
И в земских школах, и в гимназиях работали учителя. Но, вероятно, единственное, что их объединяло, — это сам факт преподавания. В остальном это были почти не пересекающиеся группы, с разным социальным и материальным положением, с разным подходом к работе и отношениям с учениками и их родителями.
Чтобы составить представление о том, как жили гимназические и земские учителя, какое положение занимали в обществе, что мотивировало их выбрать эту сложную и ответственную работу, кандидат исторических наук Игорь Зубков провёл большое историческое исследование. Он обратился к неопубликованным документам из центральных и региональных архивов, к дневникам и мемуарам учителей и их воспитанников. В результате исследования появилась книга «Российское учительство».
Книга состоит из двух больших глав, одна из которых посвящена земским учителям, а вторая — учителям гимназий и реальных училищ. Автор описывает правовое и материальное положение каждой из этих учительских групп. Например, если гимназические учителя зарабатывали в среднем вполне достаточно, чтобы содержать прислугу и оплачивать университетское образование своих детей, то доходы их коллег из земских школ были раз в шесть ниже и уступали даже жалованью квалифицированных рабочих.
Игорь Зубков даёт и социальную характеристику каждой группе учителей, объясняет, почему они выбирали эту профессию, пишет об особенностях педагогической работы, взаимоотношениях с учениками. Здесь тоже заметна огромная разница. Учителя в гимназиях, как правило, держались с учениками формально и отстранённо. А вот в сельских школах отношения между учителями и учениками были гораздо проще. Этому в немалой степени способствовало то, что земскими учителями нередко становились выходцы из крестьянства, да и сама обстановка там была совсем иной, чем в городе. Автор приводит свидетельства того, что учителям иногда приходилось буквально брать деревенских детей под опеку — и учить правилам гигиены, лечить подручными средствами, даже стричь их и зашивать им рваную одежду.
Игорь Зубков обнаружил в публицистике и мемуарах разделение всех учителей ещё на две группы — в зависимости от их отношения к своей профессии. Первую группу составляли «ординарные педагоги», или обычные «урокодаватели», которые испытывали мало интереса к работе, и обучение у них было не очень эффективным. По словам автора, гимназические учителя в этой группе преобладали. Другие же, «педагоги по призванию», или «подвижники», осознавали свою роль в просвещении и воспитании новых поколений, создавали сообщества, формировали нормы профессиональной этики. Как правило, «подвижники» чаще встречались именно в земских школах — туда нередко отправлялись преподавать молодые интеллигенты с народническим мировоззрением. Автор отмечает, что такой искренний подход действительно играл важную культурную роль в сельском обществе и помогал его модернизировать.
Кому будет полезно: всем, кого интересует история образования, а также быт и социальная жизнь людей из прошлых эпох.