Книжная полка: «Поэтика педагогики», Лора Макмак
Книга о том, как добавить в школьные уроки свободное творчество.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Год выпуска: 2021.
О развитии у школьников креативности и творческого мышления, как и о формировании других актуальных софт-скиллов, говорят много. Но на практике в учебном процессе этому редко уделяют особое внимание — для детского творчества, как правило, отводятся внеурочные занятия в кружках.
А что, если бы развитие творческого мышления происходило на самом обычном уроке, например, литературы или даже физики, математики? Филолог, кандидат педагогических наук, преподаватель литературы и театральный педагог Лора Макмак руководит театром-студией Minima в московской школе №1241 и продвигает метод художественной (или метафорической) задачи в преподавании учебного материала.
«Обычное учебное задание: прочитайте текст, ответьте на вопросы, перескажите, выучите, выполните… Привычный методический алгоритм действий, направленный на усвоение материала. А если этот учебный материал — словесность? Что значит — прочитать текст, природа которого ассоциативна, алогична, неоднозначна и… „неправильна“?
Написан ли он на английском, французском или русском, это — язык художественного иносказания, по сути — своеобразный „живой организм, находящийся в обратной связи с читателем и обучающий этого читателя“. Как же извлечь из него этот именно обучающий потенциал? И в какие методические алгоритмы перевести, чтобы действительно усвоить, не разбивая его органику на отдельные составляющие „средства выразительности“?»
«Поэтика педагогики», Лора Макмак
Суть метода в том, что учитель берёт учебный материал (будь то математическая формула, физический закон или рассказы Чехова) и формулирует для учеников художественную задачу, построенную на метафоре, которая наглядно отражает главную идею, смысл материала. Эта задача служит для учеников творческим импульсом — она направляет их ассоциативное, образное мышление, помогает по-настоящему понять и усвоить новую информацию, а в процессе создать уникальный творческий продукт. Этому методу и своему опыту его применения в школе Лора Макмак посвятила книгу «Поэтика педагогики».
Художественные задачи, как пишет автор, могут быть самые разные, и они могут служить различным учебным целям. Например, если ученик никак не может запомнить правописание слова «этаж», полезно предложить составить по нему акростих — так для каждой буквы закрепится слово-ассоциация, и в следующий раз ребёнок вряд ли напишет «итаж» или «эташ».
Автор рассказывает также о применении метода на уроке физики, где текст о работе гидравлического пресса соединяется с притчей о двух мастерах ушу, первый из которых обучал сразу 12 учеников, а второй — только одного. Ученикам же предлагается отыскать смысловые пересечения между двумя материалами, сформулировать вывод, связывающий принцип работы пресса и мораль притчи, а затем изобразить его в небольшом пластическом этюде.
Так как Лора Макмак сама преподаёт литературу, в книге она больше всего раскрывает применение метода на уроках именно по этому предмету. Она придерживается подхода «перевёрнутого обучения», и её ученики читают тексты дома, а в классе занимаются творческими задачами. Например, составляют натюрморты, символически отражающие сюжет того или иного произведения, пишут эссе по образу, который тронул сильнее всего, представляют образный ряд стихотворения в виде уравнения, соединяя поэтику с логикой, или сочиняют свои стихи, используя конкретный стилистический приём вроде антитезы. По мнению автора, такие уроки (она называет их «неуроками») лучше помогают ученикам прочувствовать и понять художественный текст, чем привычные задания, основанные только на аналитическом мышлении.
Один из подразделов книги посвящён театральной педагогике — тому, как учитель и ученики выявляют смыслы художественных произведений, подбирают для них визуальные и пластические метафоры, а затем воплощают в сценических этюдах и целых спектаклях, используя минимальный реквизит. Кстати, в МГПУ есть программа магистратуры по этому направлению в образовании — «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды».
По словам Лоры Макмак, на «неуроках» ученики вовлекаются в процесс обучения и проявляют себя как творческие субъекты, учатся импровизировать, мыслить ассоциативно и образно, развивают интерес к культуре. «Неуроки» часто междисциплинарны и позволяют школьникам использовать знания и навыки из разных предметных областей. К тому же многие художественные задания подразумевают совместное творчество, а значит — формирование навыков коммуникации и кооперации. Помимо этого, как считает автор книги, метод художественной задачи защищает от эмоционального выгорания самого учителя — ведь вместо того, чтобы годами читать одни и те же лекции, педагог включается в непредсказуемый творческий процесс, где каждый следующий урок не похож на предыдущий.
Кому будет полезно: педагогам основного и дополнительного образования, в первую очередь учителям словесности.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Не шоколадка, а режиссёр-сценарист: как смена ролей учителя поможет мотивации школьников
- Необычная практика: как цирковая педагогика помогает учителям наладить контакт с детьми
- «Прикольно оказаться в другой вселенной»: как из курса по литературе сделали спектакль-бот
- Книжная полка: «Обучение как приключение», Дэйв Бёрджес
- Сторителлинг в образовании: просто модная фишка или действительно полезная штука?