Образование
#статьи

Книжная полка: «Почему ученики не любят школу?», Дэниел Уиллингем

Рассказываем о книге, которая поможет педагогам совершенствовать свои методы обучения с помощью эмоций, историй, контекста и других составляющих.

Издательский дом Высшей школы экономики / Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий».

Издательство: Издательский дом Высшей школы экономики.

Год выпуска: 2021.

Когнитивные науки активно развиваются, и мы всё ближе к разгадке, как работают закономерности памяти и внимания, восприятия и мышления, эмоций и сознания в целом. Но несмотря на то, что регулярно появляются новые научные публикации на тему обучения и решения задач, педагоги не спешат применять их выводы в работе со своими учениками.

Учёный-когнитивист и профессор психологии Виргинского университета Дэниел Уиллингем считает, что такой осторожный подход абсолютно оправдан. Ведь то, что действует в лабораторных условиях, вряд ли будет работать точно так же в классе, где на учащегося влияет множество факторов. Например, наука доказала, что повторение способствует обучению. Но если весь урок давать ученикам одинаковые задачи, это просто убьёт их мотивацию и они мало чему научатся.

Поэтому в основу книги «Почему ученики не любят школу?» автор заложил фундаментальные принципы функционирования нашего разума, подтверждённые огромным массивом данных и непосредственно влияющие на процесс обучения. Эти принципы действуют в любых обстоятельствах — значит, их можно применять во время учебных занятий.

Большинство из этих принципов широко известны. Среди них — важность практики, врождённая человеческая любознательность и так далее. Например, в начале книги автор озвучивает тезис о том, что наш мозг не так уж хорошо приспособлен к мышлению. Он стремится по возможности избегать мыслительных усилий, действовать и принимать решения «на автомате». Но здесь есть и вторая сторона, связанная с системой внутреннего подкрепления:

Человеческий разум не слишком хорошо приспособлен для мышления; оно происходит медленно, требует значительных затрат и характеризуется неопределённостью. Поэтому в большинстве возникающих в жизни ситуаций действия людей направляет отнюдь не осознанная умственная деятельность. Скорее, мы полагаемся на воспоминания, действуя так, как поступали в прошлом. Тем не менее мы получаем удовольствие от успешного мышления. Нам нравится решать задачи, воспринимать новые идеи и так далее. Таким образом, мы будем искать возможности применения своих умственных способностей, но весьма избирательно; мы выбираем проблемы, которые выглядят достаточно трудными, но разрешимыми, так как получение правильного ответа вызывает чувства радости и удовлетворения. Для того чтобы решить задачу, человеку мыслящему необходимы адекватная информация, поступающая из внешней среды, достаточный объём рабочей памяти, а также факты и процедуры, хранящиеся в долгосрочной памяти.

«Почему ученики не любят школу?»,
Дэниел Уиллингем

Что очень важно, автор делится и практическими советами, как именно использовать эти принципы в обучении школьников. Все теоретические выкладки иллюстрируются примерами и историями, рисунками и графиками, так что читать книгу очень увлекательно.

Это руководство можно рекомендовать в первую очередь преподавателям и исследователям образования — но также и всем, кого интересует психология обучения и другие когнитивные науки.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована