Образование
#статьи

Книжная полка: «Образованец в большом городе», Дмитрий Волошин

Заметки о бизнесе, образовании и жизни в целом.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Образованец в большом городе. Записки о жизни в бизнесе и корпорациях».

Издательство: «Издательские решения».

Год выпуска: 2017.

Дмитрий Волошин — человек с кандидатской степенью по педагогическим наукам и богатым опытом в сфере коммерческих EdTech-проектов и корпоративного обучения. Он возглавлял департамент исследований и образования Mail.ru Group и корпоративную академию «Ростеха», был старшим вице-президентом фонда Proobraz, инвестирующего в EdTech и HRTech. Сейчас Дмитрий занимается собственными проектами — образовательной онлайн-платформой Otus, основанной совместно с Виталием Чибриковым, компанией EduTech Lab и «Клубом менторов».

Дмитрий регулярно публикует в телеграм-канале «Кофейные заметки» свои размышления о бизнесе, менеджменте, образовании и жизненные наблюдения. Книга «Образованец в большом городе» тоже будто собрана из таких постов — по сути, это маленький сборник заметок на разные темы: о том, с чем автор сталкивался в работе, поездках, общении с людьми, об идеях и инсайтах, к которым его привели те или иные ситуации.

«Несколько лет перед публикацией книги я занимался образованием и обучением, делая это непрофессионально, по призванию. Мне довелось поработать в разных компаниях: от огромных корпораций до маленьких уютных междусобойчиков, от вузов до собственного предприятия. Мой карьерный дребезг пришёлся на кризис среднего возраста, усугубил его и дополнил.

Это дало возможность посмотреть на жизнь в разных карьерных точках эмоционально, без привычного сейчас расчёта. Я сделал много неправильных вещей, и каждая ситуация ценна тем, что зафиксирована в этой книге. Вероятно, и вы их заметите и, может быть, не повторите вслед за мной. Если хотя бы один читатель избежит моих ошибок, я буду считать, что получил ответ на вопрос, зачем я написал эту книгу».

Дмитрий Волошин,
«Образованец в большом городе»

Заметки в каждом разделе книги связаны какой-то центральной темой. Первые два раздела в первую очередь о бизнесе — о менеджменте и деловой этике, профессионализме и результативности. Дмитрий рассуждает о «карго-культе», когда менеджеры отечественных компаний зачастую неуместно копируют западные практики. И о том, как B2B-контракты строятся на неравных отношениях между исполнителем и заказчиком, хотя все участники могут неоднократно меняться ролями: «У меня деньги — я отрываюсь. Я исполнитель — унижен и оскорблён».

Конечно, в книге есть размышления о развитии образования и его проблемах. Например — о том, как массовая практика списывания порождает приверженцев философии «И так сойдёт» в любой работе: «Халтура с детства становится нормой, а тяп-ляп — критерием оценки эффективности. И дело даже не в том, что, списывая, ты не учишь. Дело в том, что все это молчаливо одобряют».

Фото: Austin Distel / Unsplash

Идея Дмитрия, как преодолеть эту проблему (хотя он сам признаёт её утопичность, понимая, что современной системе образования это невыгодно), — открыто публиковать результаты обучения, чтобы каждая письменная работа (диплом, реферат, эссе) стала публичной. Благодаря проверке «Антиплагиата» любой желающий, в том числе потенциальный работодатель, мог бы получить объективную оценку уровня знаний студента. Тогда и качество преподавания в конкретном вузе тоже стало бы прозрачнее.

«Два года все носились с agile и бирюзовыми организациями. Вот наступает новый виток — цифровая экономика. Это, конечно, всё очень важно, очень значительно. А давайте для начала просто начнём избавляться от халтуры. Со школы начнём и в вузах продолжим», — резюмирует автор.

В последних разделах Дмитрий рассуждает о личной эффективности в эпоху, когда «достигаторство» нередко сочетается с апатией, а бесконечный поток информации вызывает только стресс. И как отсутствие интереса к познанию превращает людей в «зомби».

Несмотря на то что книга опубликована в 2017 году, и мир с тех пор значительно изменился, многое в идеях автора не потеряло актуальности. К тому же взгляд «из прошлого» помогает посмотреть на какие-то вещи иначе.

Кому будет полезно: тем, кто создаёт образовательные продукты и строит бизнес в этой сфере.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована