Книжная полка: «Найти идею», Генрих Альтшуллер
Рассказываем о классическом пособии по ТРИЗ — с полезными дополнениями и приложениями.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач».
Издательство: «Альпина Паблишер».
Год выпуска: 2022.
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, возникла в Советском Союзе. Её автор, изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер, посвятил развитию теории всю жизнь, и книга «Найти идею» стала его последней работой по ТРИЗ. Впервые она была опубликована в 1986 году, и все идеи автора нашли в этой работе своё окончательное оформление.
Методы ТРИЗ, изначально нацеленные на применение в инженерно-технологической сфере, используются и в других областях — например, в педагогике. Этот подход призван развивать у учеников нестандартное мышление и способность решать задачи, для которых не существует готовых ответов.
«…Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ни капли не устарела. Исследователи из разных стран мира много раз подтверждали, что ТРИЗ — работающий инструмент, с помощью которого можно решать самые серьёзные изобретательские задачи. „Найти идею“ — классическая книга по ТРИЗ и последняя работа Генриха Альтшуллера, в которой теория описана в наиболее полном и завершённом виде. Кстати, в этой книге по сравнению с предыдущими её изданиями имеются существенные дополнения. Это перечень стандартов на решение изобретательских задач, полная версия алгоритма решения изобретательских задач АРИЗ-85В, биография автора, ответы на некоторые задачи, рассказ о том, как Альтшуллер строил свои лекции по ТРИЗ».
Сергей Турко,
главный редактор издательства «Альпина Паблишер»
ТРИЗ-педагогика сейчас не очень популярна, однако ситуация может измениться, так как её главные идеи соответствуют трендам на развитие универсальных компетенций, таких как креативность и самостоятельное мышление. Педагогам стоит обратить особенное внимание на приложение 6 «Как проводил обучение ТРИЗ Г. C. Альтшуллер», в котором можно почерпнуть полезные методические инсайты.
Кроме того, владение методами ТРИЗ может принести пользу не только ученикам, но и тем, кто разрабатывает образовательные программы, ищет решения методических задач, организует и проводит обучение как в учебных заведениях, так и в бизнесе.
Кому будет полезно: учителям и преподавателям, методистам, специалистам по обучению и развитию персонала.