Книжная полка: «Классовое общество. Языки и власть», Кармель Борг и другие
Рассказываем о книге-манифесте из середины XX века о социальном и образовательном неравенстве и вечных ценностях.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Классовое общество. Языки и власть. „Письмо к учительнице“: Лоренцо Милани и Барбианская школа».
Оригинальное название: Social Class, Language and Power. «Letter to a Teacher»: Lorenzo Milani and the School of Barbiana.
Издательство: «Александрия».
Год выпуска: 2016.
В 1954 году итальянский католический священник Лоренцо Милани открыл в деревушке под названием Барбиана школу, очень прогрессивную даже для нашего времени. В «народной школе» Милани учились дети атеистов и католиков, в том числе из самых бедных семей. А сам учитель всеми силами боролся за равный доступ к образованию для всех детей, воспитывал в учениках гуманизм и развивал то, что мы сейчас называем софт-скиллами, — критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки. Для этого Милани устраивал, например, совместное чтение и обсуждение мировых новостей, а также поощрял peer tutoring — метод, при котором сами ученики выступают наставниками для других ребят.
Важный акцент в образовательном процессе Милани делал на развитие устной и письменной речи, свободное выражение своих мыслей. И в течение года под его руководством несколько учеников составили в технике группового письма манифест под названием «Письмо к учительнице». В нём поднимались важные проблемы системы образования, да и, по большому счёту, всего итальянского общества того времени.
В середине XX века педагогический подход Милани считался крайне радикальным и вызывал много критики и возмущения, но впоследствии «Письмо к учительнице» перевели на десятки языков.
Историки и писатели Кармель Борг, Марио Кардона и Сандро Каруана проанализировали биографию и опыт Лоренцо Милани, а также снабдили «Письмо к учительнице» подробными комментариями. В результате получилась книга, которая содержит актуальные по сей день размышления о социальном неравенстве, глубинных недостатках традиционной системы образования и вечных гуманистических ценностях.
Кому будет полезно: педагогам и всем, кто интересуется историей педагогики.