Книжная полка: «Дисциплина без стресса, наказаний и наград», Марвин Маршалл
Рассказываем о руководстве по развитию внутренней мотивации и ответственности у учеников и студентов.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Дисциплина без стресса, наказаний и наград. Как развить в детях ответственность и желание учиться».
Оригинальное название: Discipline Without Stress, Punishments, Or Rewards: How Teachers and Parents Promote Responsibility & Learning.
Издательство: «Весь».
Год выпуска: 2020.
Поддержание дисциплины в классе или аудитории часто становится проблемой. Традиционные подходы предполагают, что надо ввести систему правил, поощрения и наказания — но это далеко не всегда даёт желаемый результат.
По мнению американского педагога и психолога Марвина Маршалла, недостаток этих методов в том, что они работают только с внешней мотивацией. Тогда как настоящая ответственность за своё поведение и желание изменить его к лучшему рождаются из внутренней мотивации — понимания, почему важно учиться и относиться с уважением к сверстникам и преподавателям.
Вернувшись в школу после 24 лет работы в сфере психологического консультирования, контроля и управления, я столкнулся с открытием. Общество и молодёжь изменились, но взрослые продолжали использовать подходы, которые не приносят успеха в отношении многих современных детей. Вот три примера того, чему я научился:
- Если сосредоточиться на послушании, вы можете вызвать сопротивление и даже открытое неповиновение. Но, сосредоточившись на ответственности, вы получите послушание в виде естественного побочного эффекта.
- Установление правил сделает из вас скорее полицейского, чем наставника.
- Хотя вы можете контролировать людей, вы не можете изменить другого человека. Люди меняются сами, и принуждение — наименее эффективный подход, чтобы вызвать эти перемены.
«Дисциплина без стресса, наказаний и наград»,
Марвин Маршалл
Задача педагога, считает автор книги, — побудить недисциплинированного ученика к внутренним изменениям, и для этого Маршалл предлагает свою систему развития ответственности. Она строится на объяснении, работе с внутренней мотивацией и авторитете учителя — но не на наказаниях.
Кроме дисциплины, которой посвящена отдельная глава, Маршалл раскрывает и многие другие темы, и все актуальные: как работать в стрессовых ситуациях, как наладить отношения между педагогом и классом, а также между учениками, как развивать метакогнитивные способности. Автор пишет в предисловии, что предлагаемые стратегии и приёмы можно применять с учениками любого возраста, в любом учебном заведении и при взаимодействии как с группой, так и индивидуально.
Кому будет полезно: учителям, преподавателям, методистам, тренерам и коучам — всем, кто работает с мотивацией учащихся и хочет делать это эффективнее.