Книжная новинка: «Я не волшебник, я только учу», Алихан Динаев
Сборник идей и практических советов, которые помогут решать насущные проблемы, знакомые каждому учителю.
Полное название: «Я не волшебник, я только учу. Педагогам о мотивации, дисциплине и любви к профессии».
Издательство: «Альпина.Дети».
Год выпуска: 2025.
По словам победителя всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018» Алихана Динаева, «учителя с 40-летним стажем посмеялись бы над моими 13 годами преподавания». Однако, если отбросить лишнюю скромность, за это время Алихан накопил очень разнообразный педагогический опыт: преподавал в техническом вузе, вёл уроки в частном центре подготовки к ЕГЭ, работал учителем в одной из крупнейших школ Грозного и сельской школе в горах, был научным сотрудником факультета педагогического образования в МГУ имени М. В. Ломоносова. Сейчас Алихан Динаев заведует педагогической мастерской в Чеченском государственном педагогическом университете и преподаёт обществознание в разных школах республики.
Как рассказывает педагог, он давно мечтал написать книгу и собрать в ней честные советы, идеи и практические приёмы для учителей, которых ему самому не хватало в начале карьеры. Без «воды», занудства и пафоса — только то, что работает в реалиях российской школы и действительно может облегчить жизнь педагога, дать ему поддержку.
Обобщив свой опыт, пообщавшись с коллегами, изучив научную и научно-популярную литературу на тему образования и обучения, Алихан Динаев составил сборник наработок и советов, направленных на решение острых проблем, с которыми сталкиваются учителя.
Каждая глава книги посвящена одной из этих проблем, и все они составляют три подраздела. В первой части, самой большой по объёму, автор рассматривает работу с учениками. Он затрагивает проблемы учебной мотивации и вовлечённости, эффективной обратной связи, поддержания дисциплины в классе. Алихан предлагает способы пробудить у школьников интерес к предмету и влюбить их в чтение, организовать эффективную групповую работу, добавить в обучение юмор и игры, улучшить скучные задания из учебников, приблизив их к интересам подростков.
«Надо что-то посчитать? Прекратите использовать абстрактных граждан Х из учебников. Пусть у вас из пункта А на электромобиле Tesla выезжает Илон Маск, а навстречу ему — Оливия Родриго на гироскутере. Где и когда они встретятся? Пусть героями задач по математике или физике будут кумиры детей, пусть Овечкин считает, на сколько он уже оторвался от рекорда Гретцки. Не считайте всё время купленные в магазине яблоки, иногда интереснее посчитать биткоины, очки опыта (XP) в компьютерной игре или голы Салаха и Холанда».
«Я не волшебник, я только учу», Алихан Динаев
В этом же разделе есть советы по противодействию и профилактике буллинга, работе с учениками с симптомами СДВГ. Автор не обошёл вниманием и тему использования ИИ, предложив несколько идей, как нейросети могут помочь педагогу в подготовке уроков и учебных материалов.
Следующий подраздел содержит рекомендации на тему общения с родителями учеников, а также старшими и младшими коллегами. Алихан делится советами, как вовлечь родителей в жизнь школы, как организовывать продуктивные собрания и педсоветы, и даже как мужчине-педагогу не чувствовать себя лишним в женском коллективе. В двух главах этого раздела рассматривается тема эмоционального выгорания, с которым, согласно исследованию 2025 года, столкнулось больше половины российских учителей.
Завершается книга подразделом, посвящённым построению карьеры и развитию личного бренда педагога: подготовке к профессиональным конкурсам, ведению блога, поиску собственной «фишки», которая отразит его личность и ценности. Также автор называет несколько идей, которые помогут педагогу повысить доход. Среди них, например, — разработка авторских методических материалов и создание своего онлайн-курса.
Как отмечает автор, знакомиться с содержанием книги можно в любом порядке, выбирая самые интересные главы или те, которые могут помочь в решении актуальной проблемы. Помимо советов, на страницах книги можно найти ссылки на дополнительные материалы — памятки, инструменты и шаблоны, статьи для более глубокого погружения в затронутые темы, авторские примеры заданий и упражнений для учеников.
Конечно, в первую очередь эта книга будет ценна для молодых учителей, которые впервые сталкиваются со многими вызовами профессии. Однако и опытные педагоги смогут почерпнуть из неё немало идей для вдохновения — и, возможно, попробовать что-то новое.
Кому будет полезно: учителям и репетиторам, преподавателям колледжей и вузов.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее