Книжная новинка: «Новые миры образования», Салман Хан
Книга основателя Khan Academy, одной из крупнейших образовательных платформ, о том, как ИИ-репетиторы трансформируют образование.


Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта».
Оригинальное название: Brave New Words: How AI Will Revolutionize Education.
Издательство: «Альпина PRO».
Год выпуска: 2025.
В 2008 году выпускник MIT и Гарварда Салман Хан основал бесплатную образовательную онлайн-платформу Khan Academy с видеоуроками по школьным предметам, с фокусом на математике и других точных науках. Уроки выкладываются на YouTube, а на самой платформе (позднее появилось и мобильное приложение) ученики могут выполнять упражнения и практические задания, отслеживать свой прогресс в обучении. К 2024 году число загруженных видеоуроков достигло 10 тысяч, они переведены на десятки языков, а количество учеников превысило 150 миллионов.
В эпоху революционных изменений, которые в образование принесло развитие ИИ, Хан поддержал использование в обучении инструментов на основе нейросетей. По его словам, в будущем все станут использовать ИИ в работе, и вместо того, чтобы запрещать нейросети в школах, стоит учить школьников эффективно их применять. Уже сейчас, замечает Салман Хан, боты-ассистенты на основе ИИ помогают педагогам проверять работы учеников и давать содержательную обратную связь, а для самих учащихся становятся репетиторами, готовыми в любой момент ответить на вопрос, объяснить сложную тему, фасилитировать приобретение знаний и навыков, таких как написание сочинения.
Как раз для этих целей в 2023 году Khan Academy запустила собственного бота-помощника Khanmigo, работающего на основе GPT-4. Он не решает задачи и не пишет эссе за учеников, а только делится рекомендациями, задаёт наводящие вопросы, подсказывает и обеспечивает обратную связь. Khanmigo умеет проверять письменные работы, оценивая структуру, аргументацию и стилистику, сигнализирует о плагиате (если, например, ученик сдал эссе, сгенерированное в ChatGPT). А для учителей он по запросу генерирует планы уроков, тестовые вопросы, рубрики для критериального оценивания, составляет отчёты о типичных трудностях и ошибках учащихся.
О том, как создавался Khanmigo, как ИИ-репетиторы уже сейчас меняют образование и какие проблемы в этой сфере можно решить с их помощью — книга Салмана Хана «Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта».
Русскоязычное издание содержит предисловие от российских специалистов из лаборатории «Море данных» под редакцией руководителя проектов по развитию ИИ в «СберУниверситете» Андрея Комиссарова. Авторы делятся своим опытом разработки ИИ-репетитора по физике и обществознанию, раскрывая технические особенности создания подобных инструментов. Они описывают принципы работы знаниевого графа (это база знаний и сеть семантических связей, которые бот использует для ответов на промпты) и алгоритмы работы с изображениями, рассказывают о создании ИИ-систем для оценки компетенций педагогов и формирующего оценивания учеников.

Основная часть книги начинается историей о том, как сооснователи OpenAI Сэм Альтман и Грег Брокман перед запуском GPT-4 обратились к Салману Хану с предложением о сотрудничестве — разработать на основе нейросети бота-репетитора, который обеспечит недостижимый ранее уровень персонализации образования. Автор рассказывает, как его поразили возможности GPT-4 и как проходила работа над Khanmigo.
В следующих главах Хан отвечает на распространённые опасения, которые вызывает внедрение ИИ в образование: что генеративные нейросети способствуют списыванию, уничтожают творческий потенциал учеников, приучают в решении любой задачи полагаться на ботов. По мнению Хана, эти проблемы связаны не с технологией как таковой, а с тем, как именно её настраивают и используют. При ответственном подходе и понимании ограничений ИИ, считает автор, этот инструмент открывает всем желающим возможности, которые ранее представлялись только фантастам.
«С появлением ИИ происходит также уничтожение барьеров, которые раньше ограничивали людей в освоении различных ремёсел. Если раньше для того, чтобы научиться рисовать, нужно было сформировать определённый набор навыков, то теперь с помощью ИИ-репетиторов на базе больших языковых моделей каждый может научиться рисовать. Представьте, что у вас есть ИИ-помощник, который предлагает идеи, помощь и конструктивную обратную связь — или знакомит вас с различными художественными стилями, темами и композициями, генерируя различные эталонные изображения и образцы. В процессе работы ИИ предоставляет обратную связь в режиме реального времени, обеспечивая правильную композицию, пропорции и выбор цвета. Сегодня большие языковые модели могут понимать смысл изображений. ИИ может попросить ученика нарисовать картину, а затем дать ему обратную связь. Более того, он может попросить учащихся выразить свои мысли и объяснить, что они нарисовали».
«Новые миры образования», Салман Хан
Есть проблемы другого рода, которые, по мнению Салмана Хана, требуют особо тщательного контроля со стороны учителей и родителей, чьи дети пользуются ИИ. Это касается, например, «галлюцинаций» и распространения дезинформации в ответах на промпты, а также сомнительного использования собранных данных. Основатель Khan Academy замечает, что эти проблемы не появились вместе с ChatGPT. Информация в СМИ и медиа также требует фактчекинга, а нейросети постоянно совершенствуются, и каждое новое их поколение «галлюцинирует» всё меньше. Неправомерно собирать и использовать информацию о пользователях могут любые онлайн-сервисы, не только основанные на ИИ, так что выход здесь только один — убедиться, что используемый инструмент поддерживает высокие стандарты защиты данных.
В целом, как считает Салман Хан, искусственный интеллект трансформирует образование, рынок труда и другие общественные сферы, и этого уже не избежать. Нужно приложить усилия к тому, чтобы технология использовалась во благо людям, грамотно, этично и ответственно. А запреты и жёсткие ограничения приведут лишь к тому, что эту область захватят «плохие игроки», чтобы использовать в своих интересах.
Кому будет полезно: всем, кто интересуется развитием ИИ-технологий и их использованием в образовании.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Угроза или возможность? Чем беспокоит преподавателей всего мира развитие ИИ
- Может ли ИИ заменить преподавателя в вузе? Интервью о результатах серии экспериментов
- Оставят ли нейросети репетиторов без работы?
- В ОАЭ разрабатывают виртуальных репетиторов с искусственным интеллектом
- Генеративный ИИ помог улучшить работу репетиторов
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее