Книжная новинка: «Кейсы российских университетов. Выпуск 4, 2022–2023»
Вышел новый сборник, посвящённый актуальным проблемам и вызовам высшего образования в России.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Составители и научные редакторы: Кирилл Зиньковский, Евгений Савелёнок и Нияз Габдрахманов.
Издательство: Издательский дом НИУ ВШЭ.
Год выпуска: 2024.
Институт образования НИУ ВШЭ выпускает серию «Кейсы российских университетов» с 2016 года. Каждый кейс в этих сборниках разрабатывают магистранты программы «Управление в высшем образовании» в рамках исследовательского обучения. Кейсы представляют собой проблемы и вызовы, с которыми столкнулся тот или иной вуз, справившись с ними, или же лучшие управленческие практики, которые помогли университету достичь успешных результатов в какой-либо области. Авторы книги проводят интервью с сотрудниками и руководителями вузов, собирают данные из доступных источников, анализируют полученную информацию и представляют её в структурированном и доступном виде.
Четвёртый выпуск сборника составили Кирилл Зиньковский, Евгений Савелёнок и Нияз Габдрахманов, его презентовали 24 октября на XV Международной конференции исследователей высшего образования (ИВО).
В этот сборник вошли восемь кейсов. Все они относятся к вузам из разных отраслей и регионов. Одни предполагают поиск конкретного решения проблемной ситуации, другие знакомят с успешным опытом университета.
Тематика кейсов тоже очень разнообразная. Например, один разбор посвящён тому, как в творческом вузе развили научно-исследовательское направление (кейс Екатеринбургской академии современного искусства), другой — формированию софт-скиллов у студентов технических специальностей (кейс Иркутского национального исследовательского технического университета), третий — созданию экосистемы технологического предпринимательства (кейс Тамбовского государственного технического университета). Сразу два кейса посвящены теме экспорта образования, то есть сотрудничеству с зарубежными вузами и привлечению иностранных студентов.
«Важно понимать, что каждый кейс уникален, и нет универсальной „пилюли“, которая может вылечить или укрепить все университеты. Вместе с тем понимание того, как с похожими задачами справляются другие, позволяет определить спектр доступных возможностей и избежать тех ошибок, которые совершили другие».
Евгений Терентьев,
директор Института образования НИУ ВШЭ, в предисловии к сборнику «Кейсы российских университетов. Выпуск 4, 2022–2023»
Книга может не только быть полезна действующим управленческим командам вузов, но и послужить учебным пособием для будущих управленцев. В конце каждого кейса его авторы предлагают вопросы для обсуждения и поиска решений в рамках кейс-метода. А начинается сборник с подробных методических указаний об использовании кейсов в обучении. Кирилл Зиньковский, Евгений Савелёнок и Николай Филинов рассказывают о том, как и с какой целью они применяют кейсы на магистерской программе «Управление в высшем образовании».
Так, подробно описывается организация «кейс-поединков» — это своего рода турниры из нескольких этапов, в которых соревнуются магистранты первых курсов. Они делятся на малые группы, и в каждом поединке встречаются по две команды, представляя свой вариант решения одного и того же кейса. Судьями выступают эксперты (преподаватели и авторы кейсов) и другие студенты. Всего в течение турнира каждая команда решает от 5–7 кейсов.
Сборник доступен бесплатно на сайте НИУ ВШЭ.
Кому будет полезно: руководителям в высшем образовании (действующим и будущим), преподавателям в области управления образованием, а также всем, кого интересуют актуальные проблемы высшего образования в России.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!