Образование
#Мнения

Какое гуманитарное знание нужно давать будущим технарям

Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге перечислил три области «гуманитарного минимума для технооптимистов».

Иллюстрация: Austrian National / Geon George / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Чему надо учиться, чтобы получить профессию, которая повысит шансы на жизненный успех? В моде сейчас IT — россияне уверенно называют в опросах профессии в этой сфере самыми престижными и выгодными. А в приоритете у государства — естественные науки и инженерия в более широком смысле.

Гуманитарные и социальные науки, напротив, к перспективным и доходным направлениям не относят. И такая ситуация сейчас не только в России. Например, среди десятка специальностей с наименьшими зарплатами выпускников в Великобритании большинство составляют программы по искусству и гуманитарным наукам.

Но есть мнение, что социогуманитарное знание всё же важно, в том числе в сфере технологий. Чем именно, объяснил в докладе «Гуманитарный минимум для технооптимистов» на конференции «Яндекса» YaC/e ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге доктор социологических наук Вадим Волков.

Вадим Волков

Доктор социологических наук, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Как дела с преподаванием гуманитарных и социальных наук обстоят сейчас

Противопоставление социогуманитарного и технического, а также естественно-научного знания существует давно, напомнил Вадим Волков. В 1959 году британский писатель Чарльз Перси Сноу прочёл в Кембридже знаменитую лекцию «Две культуры», в которой заявил об отчуждении и непонимании между теми, кто занимается искусством или гуманитарными науками, и представителями технических наук. В СССР в том же году на эту тему появилось стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики».

Спустя десятилетия проблема разрыва никуда не исчезла и даже наоборот, обострилась. Почему? Сегодня мы живём в рыночном обществе, подчеркнул Вадим Волков, и, уже выбирая специальность в университете, абитуриенты ориентируются на будущий карьерный успех, на те знания и навыки, которые будут востребованы на рынке труда.

«Социогуманитарные знания не входят сегодня в формулу рыночного успеха. И кроме этого, студенты сильно загружены, а преподаватели и вузы ориентируются на запросы студентов, в результате чего социогуманитарное знание оказывается на периферии учебных программ — эти предметы становятся всё более скучными, качество их падает», — заметил спикер, имея в виду социогуманитарные дисциплины в составе образовательных программ технических специальностей и направлений подготовки.

Однако запрос на интересное социогуманитарное знание появляется позже, отметил спикер, когда человек уже достиг успеха в своей профессии. Многие в зрелом возрасте начинают интересоваться историей, социологией, антропологией, и в данном случае эти знания выступают своего рода предметом роскоши, как искусство. Практического смысла в этом немного, но овладение таким знанием может улучшить качество жизни.

Какие знания и навыки стоит получать тем, кто выбрал технические профессии

Нужны ли социогуманитарные знания на ранних этапах технической или естественно-научной карьеры? Или остаётся только смириться с тем, что такие дисциплины сдвигаются на периферию учебных программ? Вадим Волков считает, что вернуть им прежний статус сейчас не удастся: в массовом высшем образовании университеты должны быть ближе к жизни, к индустрии, ориентироваться на практические запросы рынка труда.

Содержание классических гуманитарных и социальных университетских дисциплин напрямую у работодателей не востребовано. Но есть три области знания с конкретным прикладным значением. Их спикер и назвал гуманитарным минимумом для технооптимистов — тех, кто верит, что улучшение общества возможно в основном за счёт развития технологий.

Фото: SeventyFour / Shutterstock
  • Первая область — человеческий фактор. «Любые технические предприятия начинаются и заканчиваются человеком или коллективом людей», подчеркнул Вадим Волков, и приходится учитывать эмоции, особенности восприятия, ценности и интересы людей, которые участвуют в разработке технологий или пользуются ими. Человеческий фактор — это и роль ошибок и когнитивных искажений, в том числе в авариях и катастрофах, и взаимодействие человека и машины, и дизайн интерфейсов.
  • Вторая область — прикладная этика. Специалистам в разных технологических сферах важно уметь конструировать этический аргумент, уверен Вадим Волков. В связи с бурным развитием как искусственного интеллекта, так и биотехнологий, этические проблемы нарастают гораздо быстрее, чем решаются. Многие из них преувеличивают, а другие, наоборот, решают излишне наивным способом, и в технологиях явно нужны более профессиональные, информированные этические дебаты.
  • Третья область — науки и технологии в социальном контексте. Речь об умении рассматривать долгосрочные социальные эффекты технических новаций, как преднамеренные, так и непреднамеренные. Эта область может быть не так важна для рядового узкого специалиста, но лидерам в разработке новых технологий уже необходимо понимать широкий контекст своей деятельности.

Нужно ли изучать это всё, когда можно просто привлечь в команду специалиста в нужной области — философа, антрополога, социолога? Это действительно возможно, но, считает Вадим Волков, в таком случае команде нужны специфические навыки межкультурной коммуникации. Гибкие навыки — вообще ещё одна часть социогуманитарного минимума для технарей, наряду с тремя перечисленными областями знания. «Они нужны, чтобы вести рабочую коммуникацию, для того, чтобы вообще техническая культура коммуницировала с внешним миром», — подчеркнул спикер. Многие российские университеты, отметил он, уже ввели в свои программы обязательные модули по гибким навыкам.

В заключение ректор призвал не относиться к социогуманитарному знанию свысока. Да, может возникнуть впечатление, что по сравнению с прогрессом в технических науках гуманитарное знание, например философское, ходит по кругу, столетиями обсуждая одни и те же вопросы. Но если изменить угол зрения, можно увидеть, что это не круг, а скорее растущая спираль — в то время как технические проблемы решаются с возрастающей скоростью, этические и социальные проблемы нарастают такими же темпами. И особые компетенции для работы с ними необходимы нашему миру.

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована