Какие предметы сдавать на ОГЭ в 9-м классе: что выбрать, какие экзамены обязательны
Рассказываем, какие на ОГЭ предметы обязательные и по выбору, сколько всего экзаменов нужно сдавать и как правильно выбрать дисциплины.


Фото: izusek / Getty Images
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — это главная форма государственной итоговой аттестации (ГИА) после 9-го класса, по программе основного общего образования. Без прохождения ГИА нельзя получить аттестат об этом уровне образования, а без аттестата — продолжить образование на следующем уровне, то есть в колледже или в старших классах школы.
ОГЭ сдают после успешного окончания 9-го класса, как правило, по четырём предметам. Есть вариант экзаменов для выпускников с ОВЗ или инвалидностью — он называется государственный выпускной экзамен, ГВЭ.
Подать заявление с перечнем предметов, по которым планируется сдавать ОГЭ или ГВЭ, нужно до 1 марта в своей школе. Поменять перечень предметов или подать заявление позже, если опоздали, можно, но только по документально подтверждённой уважительной причине.
В этой статье расскажем:
- по каким предметам ОГЭ или ГВЭ сдавать обязательно;
- какие ещё предметы ОГЭ можно выбрать и чем при этом стоит руководствоваться;
- для чего вообще нужны результаты ОГЭ — для чего имеет значение, что сдавать и какой балл вы получите.
Какие предметы обязательно сдавать на ОГЭ
Два экзамена в форме ОГЭ (или ГВЭ) после 9-го класса сдают по обязательным учебным предметам — это русский язык и математика (причём, в отличие от ЕГЭ, экзамен по математике 9-го класса не делится на профильный и базовый варианты). Заменить эти два предмета другими или отказаться от экзаменов по ним не получится, без них нельзя получить аттестат за 9 классов, то есть об основном общем образовании.
Кроме того, нужно сдать ещё два предмета по выбору ученика.
Некоторые выпускники имеют право ограничиться сдачей только этих двух предметов и не сдавать ещё два по выбору. Это ребята с ОВЗ или с инвалидностью: им достаточно сдать ГИА в той форме, какую выбрали (ОГЭ или ГВЭ), только по русскому или математике. Но при желании они, конечно, имеют право сдавать, как все остальные, ещё два предмета по выбору. А ещё они могут комбинировать формы экзаменов — что-то сдать в форме ГВЭ, а что-то как ОГЭ.
А ещё в 2025 году в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области проводили эксперимент по повышению доступности среднего профессионального образования (СПО), то есть колледжей и техникумов. По его условиям выпускникам 9-х классов этого года разрешили ограничиться сдачей ОГЭ только по двум обязательным учебным предметам (русскому и математике), чтобы получить аттестат. С этим аттестатом можно было поступать в колледжи (только государственные и только в своём регионе), но нельзя было продолжать обучение в 10-м классе школы. Чтобы пройти в 10-й класс, по-прежнему требовалось сдать четыре ОГЭ: два обязательных и два по выбору.

Итоги эксперимента подведут до конца 2025 года, после чего его могут распространить на всю страну. Так что не исключено, что в будущем количество ОГЭ после 9-го класса будет зависеть от того, где выпускник планирует продолжать обучение — в колледже или в школе. Но пока общее правило такое: на ОГЭ нужно сдать два обязательных предмета и два предмета по выбору.
Какие предметы по выбору бывают на ОГЭ
Из списка остальных учебных предметов, по которым проводят ГИА-9, нужно выбрать два. Больше не требуется: в порядке проведения ГИА-9 чётко сказано, что выпускники сдают четыре экзамена, то есть предметов по выбору может быть только два. Список предметов для ОГЭ такой:
- биология;
- география;
- иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский);
- информатика;
- история;
- литература;
- обществознание;
- физика;
- химия.
Выпускники, которые изучали в школе родной язык и/или родную литературу, могут сдать как экзамены по выбору эти предметы или один из них. Такое правило действует только в тех регионах России, где в школах наряду с русским изучаются другие родные языки местных жителей. Например, татарский язык в Татарстане, якутский в Якутии, мокшанский и эрзянский в Мордовии и так далее. Форму проведения экзамена в таких случаях устанавливают власти региона, то есть это не обязательно ОГЭ.
Как выбрать предметы на ОГЭ
Есть несколько критериев, на которые можно опираться при выборе предметов для ОГЭ.
Выбирать по планам на дальнейшее образование
Проще всего определиться, если девятиклассник уже спланировал свою дальнейшую образовательную траекторию — например, чётко знает, что хочет идти в 10-й класс и понимает, на какое направление мечтает потом поступить в университет. В этом случае идеальный вариант — пойти в 10-й класс соответствующего профиля, чтобы прицельно готовиться там к поступлению на интересующее направление. А для этого нужно сдать ОГЭ по профильным предметам, чтобы пройти отбор в профильный класс (о профильных классах подробнее расскажем дальше).
Но даже если нет возможности попасть в профильный класс, будет полезно записаться на ОГЭ по тем же предметам, по которым в будущем нужно будет сдавать ЕГЭ для поступления в интересующий вуз на желаемую специальность. Какие предметы для этого будут нужны, можно выяснить по федеральному перечню вступительных испытаний для вузов, его утверждает Минобрнауки.
По такой логике для тех, кто в будущем рассчитывает поступать на ИТ-специальность, после 9-го класса подойдут ОГЭ по информатике и физике (это помимо обязательной математики). Тем же, кто нацеливается на экономическое или юридическое направление, точно понадобится обществознание, а вот выбор второго предмета широкий — это может быть история, информатика, иностранный язык и даже география (для будущих экономистов).
Почему может быть полезно выбирать ОГЭ по тем же предметам, по которым в будущем планируются ЕГЭ? Во-первых, это позволит заранее погрузиться в подготовку по профильным предметам, определить свои слабые и сильные стороны в них — будет больше времени на то, чтобы закрыть пробелы. Во-вторых, хотя задания на ОГЭ и ЕГЭ, конечно же, сильно различаются, сдача ОГЭ всё равно может быть полезной тренировкой. Например, на ОГЭ можно выяснить, как вы справляетесь с написанием длинных текстовых заданий по гуманитарным предметам в ограниченное время или с аудированием на иностранных языках.

Если девятиклассник планирует уходить в колледж, то тоже будет полезно выбрать предметы, близкие к профилю будущей специальности или профессии в колледже. Пока при поступлении на программы СПО результаты ОГЭ напрямую не учитывают, но усиленная целенаправленная подготовка по профильным предметам лишней не будет. Дело в том, что принимают в колледжи обычно (если не рассматривать особый случай с экспериментом, который был в Москве, Санкт-Петербурге и Липецке) по конкурсу аттестатов. При этом решающий вес по правилам приёма часто имеют оценки именно по профильным для выбранной специальности предметам. То есть при поступлении, например, на ИТ-специальности смотрят на оценки в аттестате по математике и информатике. Подробнее об этом читайте здесь.
Кстати, стоит иметь в виду, что обходной вариант «попасть в вуз через колледж без ЕГЭ» теперь будет работать не так, как раньше. Обойтись без ЕГЭ, то есть сдавать внутренние вступительные экзамены непосредственно в вузе смогут только те, кто пойдёт на специальность по тому же профилю, по которому учились в колледже. А это значит, что если вы выбираете длинный путь «после 9-го класса колледж — потом вуз», лучше сразу нацеливаться в колледж по специальности, родственной той, по которой хотите потом идти в университет. То есть, опять же, усиленно готовиться по профильным предметам.
Выбирать по своим интересам
Если у выпускника в 9-м классе ещё нет конкретных планов о будущей профессии, то стоит пойти очевидным путём — выбрать для сдачи ОГЭ те предметы, которые больше всего нравятся в школе и в которых он чувствует себя наиболее уверенно.
У такого выбора тоже может быть практическая польза. Если будущая специальность в вузе или колледже будет тоже связана с личными интересами выпускника, опыт сдачи ОГЭ пригодится для подготовки к ЕГЭ или для изучения профильных дисциплин, как уже сказано в предыдущем разделе.
А ещё опыт подготовки к ОГЭ и его сдачи по любимому предмету может, наоборот, стать причиной не выбирать в будущем такую специализацию. Например, может оказаться, что для успешной сдачи экзамена по этому предмету нужно много времени посвящать однотипным задачам — и это вообще не то, что в этом предмете школьнику нравилось. В общем, выбрав ОГЭ по интересному предмету, можно или усилить этот интерес, или потерять его. И то и другое будет полезным результатом.
Выбирать по тому, какие ОГЭ легче сдать
Вопрос о том, какие ОГЭ сдать легче, а какие сложнее, индивидуальный. В первую очередь стоит ориентироваться на собственные оценки, результаты контрольных и тестов. Иначе говоря, стоит выбирать наиболее лёгкие для себя предметы, а не те, что считаются лёгкими для кого-то другого.

Если посмотреть на данные о том, какие экзамены сами выпускники обычно считают самыми лёгкими на ОГЭ, то известно, что чаще всего как проходные — без связи с будущей образовательной траекторией, то есть просто для получения аттестата — выбирают такие экзамены:
- информатику;
- биологию;
- географию;
- обществознание.
Такие данные показало исследование РАНХиГС о выпускниках 2021 года. Те, кто сдавал на ОГЭ эти предметы, реже переходили в 10-й класс. То есть большинству из выбравших эти экзамены требовалось сдать ОГЭ как можно проще, чтобы получить аттестат.
Эти предметы по выбору в целом очень популярны. Так, в 2024 году обществознание выбрали 53% выпускников, географию 44%, информатику 43%, биологию 26%. В докладе Правительства о реализации госполитики в сфере образования, где приводятся эти данные, уточняется, что приблизительно такой расклад был и в предыдущие годы.
Значит ли это, что они действительно самые лёгкие? Вряд ли. Данных о том, как на самом деле участники ОГЭ по всей стране справляются с экзаменами и по каким предметам бывает больше всего двоек (а значит, они самые сложные), в открытом доступе нет. Но известно, что больше всего участников дополнительного периода (то есть тех, кому приходится пересдавать экзамены из-за плохого результата в первый раз) бывает по тем же географии, обществознанию, информатике и биологии. Однако это наверняка связано с их общей популярностью: их сдаёт больше выпускников, а значит, больше получается и тех, кто пишет их на двойки.
В этом году звучали заявления, что ежегодно около 100 тысяч выпускников не справляются с ОГЭ. Видимо, имелось в виду общее число тех, кто получил неудовлетворительные оценки. Но многие успешно пересдают экзамены в резервные дни и в дополнительный период. По официальной статистике, опубликованной на сайте Минпросвещения, к 20 сентября 2024 года не сдавших ГИА-9 (или вообще не участвовавших в нём) оставалось около 38 тысяч из 1,66 миллиона выпускников этого года.
Стоит иметь в виду, что популярность разных предметов ОГЭ в ближайшем будущем может измениться. Так, очень вероятно, что популярность обществознания скоро уменьшится, и ему на смену придёт история. Дело в том, что с 1 сентября 2025 года школьную программу по обществознанию сильно сократили: этого предмета больше не будет в 6–7-м классах. А на ЕГЭ вступительный экзамен по истории станет обязательным на всех социогуманитарных направлениях, ориентировочно с 2027 года.
Для чего нужны результаты ОГЭ
Как уже упоминалось в начале статьи, сдать ОГЭ необходимо, чтобы получить аттестат об основном общем образовании.
Кроме того, школы могут проводить отбор в профильные старшие классы с учётом результатов ОГЭ по различным предметам. Правила для этого в разных регионах (а иногда и в отдельных школах) могут быть свои. На федеральном уровне есть только рекомендации Рособрнадзора. Но это именно рекомендации, в регионах не обязаны соблюдать их в точности.

Так, в 2025 году ведомство рекомендовало принимать в соответствующие профильные классы выпускников, которые набрали на ОГЭ не менее 28 из 37 баллов по русскому языку (соответствующий профиль может называться, например, языковым). По математике из 31 балла требовалось набрать не менее 18 баллов (из них 6 по геометрии) для поступления на естественно-научный профиль, не менее 18 (в том числе 5 по геометрии) — на экономический, не менее 19 (не менее 7 по геометрии) — на физико-математический.
Что касается предметов по выбору, по физике было рекомендовано установить порог в 26 баллов из 39, по химии — 27 из 38, по биологии — 33 из 47, по географии — 23 из 31, по обществознанию — 29 из 37, по истории — 26 из 37, по литературе — 27 из 37, по информатике — 15 из 21, по всем иностранным языкам — 55 из 68.
Для поступления в колледж сейчас результаты ОГЭ не нужны. Но так как они влияют на оценки в аттестате, то могут сказаться и на шансах пройти на бюджетное место. А на популярных специальностях в колледжах конкуренция за бюджетные места высокая — может требоваться средний балл, близкий к пятёрке. Поэтому неудачно сданный ОГЭ может понизить оценку по этому предмету в аттестате и общий средний балл. Причём многие колледжи при конкурсном отборе абитуриентов отдают преимущество тем, у кого более высокие баллы по профильным для выбранной специальности предметам.
В 2025 году в ходе эксперимента по повышению доступности СПО у колледжей Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области была возможность напрямую отбирать абитуриентов по результатам ОГЭ. В Москве так и поступили: все подведомственные городским властям колледжи принимали выпускников 9-х классов этого года на бюджетные места по результатам двух ОГЭ (по русскому языку и математике). При этом выпускникам, которые попали под экспериментальные условия, гарантировали, что они в любом случае не останутся без бюджетного места — тем, кто не проходил отбор в выбранный колледж, предлагали место в другом (правда, без гарантий, что именно по той специальности, по какой хотел абитуриент). Предварительно эксперимент решили продолжить, но какие регионы он охватит в 2026 году и какими будут условия, пока неизвестно.
Читайте также:
Колледж Skillbox: продолжается приём документов
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше