Какие подкасты и дискуссии об образовании вышли в ноябре
Выбираем, что послушать и посмотреть на профессиональные темы.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
На что рассчитывают и чего достигают выпускники школ
Кто: младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования Высшей школы экономики Екатерина Павленко.
Где: на ютуб-канале Института образования ВШЭ.
Про что: как ожидания старшеклассников от образования и карьеры реализуются после школы.
Проект «Траектории в образовании и профессии» в Высшей школе экономики начался в 2011 году. Тогда его участники учились в девятом классе, и с тех пор их опрашивают ежегодно. Вчерашние школьники успели окончить колледжи или университеты и выйти на рынок труда. Исследование Екатерины Павленко — одно из многих, где используются результаты проекта.
Доклад на семинаре Института образования был посвящён образовательным и карьерным притязаниям старшеклассников. Один из главных выводов в том, что неопределённость карьерных и жизненных планов обычно затягивается. Кажется, что в девятом классе нормально ещё не знать точно, где ты хочешь учиться и работать. Но один случайный выбор влечёт за собой другой, а итог — разочарование в профессии и карьерные неудачи. Участники семинара обсудили, почему складывается такая ситуация и что можно в ней изменить.
Может ли вуз развить самостоятельность в студентах
Кто: участники стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Где: на международном конгрессе «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого» в Тюменском государственном университете.
Про что: что такое проактивность, как формируется это качество и какие подходы к его развитию есть в российском образовании.
Ещё одно масштабное исследование ВШЭ, рассчитанное на годы, — стратегический проект «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». На дискуссии «Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании» координатор проекта Юлия Корешникова рассказала о компетенциях, которыми обладают проактивные люди, и об их развитии в системе образования.
По данным опроса, проведённого платформой «Россия — страна возможностей», от первого к четвёртому курсу у студентов российских вузов снижается агентность — индивидуальная способность к созидательному действию. Может ли быть наоборот, чтобы от года к году студент становился сознательнее, активнее, самостоятельнее? Некоторые участники дискуссии считают, что в университете на личность уже очень сложно повлиять, а другие предлагают изменять методы преподавания.
Кстати, дискуссия о проактивности — не единственная на конгрессе в ТюмГУ, интересная для сферы образования. Например, также обсуждалось применение нейронаук в обучении, в частности в инклюзивном образовании.
Как складывалась система образования в России
Кто: литературовед и писатель Александр Архангельский и его гости-исследователи.
Где: на «Арзамасе».
Про что: какие реформы и проекты определяли развитие образования в Российской империи, СССР и Российской Федерации — «от Петра I до Бориса Ельцина».
В созданном при поддержке «Рыбаков фонда» подкасте Александр Архангельский обсуждает с историками ключевые события в истории отечественной школы и университетов. В ходе беседы под сомнением оказываются некоторые устоявшиеся представления: например, о создании российского светского образования исключительно волей Петра I. А другие «мифы» при ближайшем рассмотрении оказываются вполне реальными. Обратите внимание: проект ещё не завершён, раз в неделю выходят новые выпуски подкаста.
Как выбрать между готовым курсом и собственной разработкой в корпоративном обучении
Кто: руководитель B2B-направления «Нетологии» Софья Ратникова.
Где: в подкасте Teachbase «Эксперто Патронум».
Про что: когда для обучения сотрудников подойдёт готовое решение, а когда нужно создавать кастомный курс.
Чем выше насмотренность заказчиков, тем сложнее «продать» им готовый курс для корпоративного обучения. Софья Ратникова считает, что на самом деле готовым контентом можно решить многие задачи в компании. Иногда достаточно небольшого адаптивного дополнения, чтобы один и тот же курс заработал в разных компаниях. А вот в задачах по выравниванию знаний сотрудников одного подразделения с разным опытом предзаписанным курсом не обойтись. Как определить, стоит ли кастомный курс своих денег, чем похожи бриф заказчика и врачебный приём и насколько различается мотивация сотрудников учиться на готовых и кастомных курсах, слушайте в подкасте.
Какие практики внутреннего управления используют разные вузы
Кто: научные сотрудники лаборатории «Развитие университетов» ВШЭ.
Где: на ютуб-канале Института образования.
Про что: на что влияет разница в практиках управления вузами и почему она появляется.
Исследователи Алексей Егоров и Дарья Платонова попытались определить, может ли результативность университета — например, по показателям трудоустройства выпускников или по числу опубликованных научных статей — зависеть от принятых в нём управленческих практик.
Уже при подготовке к исследованию оказалось, что для таких оценок выборку российских вузов надо сначала разделить как минимум на две группы: ориентированные на образовательную деятельность и исследовательские.
В среднем исследовательские вузы имеют доходы в 3,5 раза больше, чем «образовательные», в них почти в два раза больше преподавателей и учёных и выше средний балл ЕГЭ абитуриентов. И практики управления им подходят разные. Например, с высокими результатами в исследовательских университетах связана автономия факультетов, а в «образовательных» вузах более успешна модель, когда практически все внешние контакты поддерживает ректорат.
Читайте также:
Гуманитарии против технарей: за кем будущее?
Кто: Сергей Титов, замдиректора Северо-Западного института управления РАНХиГС, Антон Зарубин, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича.
Где: на ютуб-канале «Роман с Академией».
Про что: надо ли всем гуманитариям погружаться в технологии, а технарям «огуманитариваться».
Мы живём в век технологических инноваций, и сейчас только ленивый не говорит о том, что даже гуманитарии должны уметь программировать. Есть мнение, что первым «иностранным языком» должен стать Python. В то же время нередко приходится слышать, что и технарям нужны гуманитарные знания. Как же готовить разносторонних специалистов и какая база для этого нужна ещё в детстве? Вокруг этой темы и строилась беседа.
Антон Зарубин считает, что обеспечить глубокое смешанное обучение, чтобы человек был одинаково силён в технической и гуманитарной сферах, слишком трудозатратно. Да и не всегда нужна глубокая погружённость, ведь далеко не все области знаний из разных миров так хорошо сочетаются, как, например, математика и лингвистика, объединившиеся в науку «математическая лингвистика». В основном достаточно общих знаний, чтобы в смежных проектах говорить друг с другом на одном языке.
Сергей Титов, в своё время получивший техническое образование, вспомнил, что, когда стал управленцем, ощутил потребность в юридических и психологических знаниях — пришлось восполнять их недостаток. Вот пример того, что любому технарю в какой-то момент действительно может потребоваться гуманитарный багаж. А ещё он считает весьма полезным изучать философию.
Что же касается изучения какого-нибудь языка программирования как первого иностранного, то гораздо полезнее, по словам Зарубина, было давать теорию алгоритмов как составную часть математики в 9–10-х классах.