Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Образование Корп. обучение
#статьи

Какие ошибки часто возникают при создании учебных лонгридов и как их исправить

На что обратить внимание, чтобы материал получился аккуратным, удобочитаемым и привёл студентов к желаемым результатам.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Анастасия Пахорукова


Методист лаборатории мультимедийных коммуникаций Silamedia, руководитель медиацентра «Вспышка», медиатренер, специалист по разработке образовательных курсов.

В отличие от медиалонгридов, цель которых — захватить внимание читателя и рассказать историю, учебный лонгрид должен не только донести информацию, но и доходчиво объяснить (то есть помочь понять), закрепить, а также направить учащегося к выполнению практических заданий. Поэтому для него не всегда подходит эффектный сторителлинг и яркий дизайн — сложная вёрстка может рассеять внимание читателя.

Чтобы создать полезный учебный лонгрид, предлагаю посмотреть на него по-разному:

  • глазами преподавателя, чтобы оценить соответствие учебным целям, полноту содержания, связь с ранее изученным материалом;
  • взглядом методиста, обращая внимание на структуру контента, удобство навигации и возможность нелинейного чтения;
  • с точки зрения веб-дизайнера, открывая лонгрид на разных устройствах, проверяя настройки страницы и оценивая соблюдение правил дизайна.

Назову частые недочёты в учебных лонгридах, которые относятся к содержанию, организации материалов и удобству восприятия для учащихся. И конечно, расскажу, как их не допустить или исправить.

Ошибка 1


Потеря учебной цели

Если создавать лонгрид, не придерживаясь конкретной учебной цели, получится просто набор разрозненных материалов — возможно, интересных и познавательных, но не ведущих студентов к ощутимым результатам.

Чтобы этого избежать, во-первых, нужно обязательно сформулировать учебную цель перед разработкой материалов. Фокус на цели поможет определить, какой контент следует включить в лонгрид, а какой окажется для студентов лишним, так как не способствует достижению заданной цели. Учебные лонгриды позволяют закрывать два нижних уровня таксономии Блума (знания и понимания), а с помощью интерактивных элементов можно также проверять, достигли ли студенты третьего уровня — применения изученного.

Во-вторых, учебную цель нужно донести до учащихся. Её важно разместить и в начале лонгрида («Из этой статьи вы узнаете…», «После прочтения вы сможете…»), и в его конце («Подведём итоги…», «Теперь вы понимаете…»). Когда учащиеся понимают, что именно они должны усвоить, это помогает им сфокусировать внимание на самом важном и идёт на пользу учебной мотивации. А описание достигнутых целей в конце позволяет оценить личный прогресс, что также повышает мотивацию продолжать обучение.

Хороший учебный лонгрид не только напоминает об учебных целях, но и заканчивается призывом к действию, например, в виде алгоритма
Скриншот: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Ошибка 2


Несоответствие целевой аудитории

Ещё одна серьёзная ошибка, связанная с содержанием лонгрида, — когда не учитывают характеристики целевой аудитории. Тогда есть риск, что материалы окажутся слишком сложными для учащихся или, наоборот, будут повторять то, что им уже известно. Без понимания целевой аудитории не получится говорить с ней на одном языке, приводить понятные примеры, разбирать проблемы, с которыми студенты сталкиваются в реальной жизни.

При работе над лонгридом всегда важно думать о тех, кого вы учите. Насколько глубоко аудитория погружена в тему? Какой стиль общения будет наиболее подходящим? Какие примеры свяжут новые знания с жизненным опытом студентов?

Полезно рассматривать любой лонгрид как конструктор, состоящий из отдельных модулей. Тогда становится очевидно, что набор кейсов для юристов должен отличаться от кейсов для преподавателей, а в структуре материала для новичков нужно делать меньше блоков с углублённым погружением в тему, чем в структуре лонгрида для опытных профессионалов.

С точки зрения проектирования это выглядит так:

  • Выбираем учебную цель. Она задаёт фокус для всего лонгрида, а также превращается в блоки «Что вы узнаете» и «Чему вы научились».
  • Затем анализируем целевую аудиторию и составляем собирательные образы — портреты учащихся по сегментам (этот подход называется методом персон). После этого нужно составить список вопросов, которые интересуют каждую из персон (я пользуюсь методом «Маэстро» Бака Райана, разработанным для журналистов). Этот список определяет структуру лонгрида, а также — форматы и содержание блоков, которые в него войдут. Например, для ответа на вопрос «Как мне действовать?» нужен алгоритм, вопрос «Что ещё почитать по теме?» подразумевает подборку ссылок, а схема или инфографика помогут объяснить причины явления или события.
  • И наконец, важно продумать способы мотивации учащихся и персонализации контента. На этом этапе мы решаем, как связать новую информацию с предыдущим опытом и уже полученными знаниями, добавляем кейсы, упражнения и задания.

Таким образом, автор лонгрида одновременно и прорабатывает его структуру, и подбирает подходящие блоки. Это может занимать много времени, но с опытом проектирование станет получаться быстрее.

Один и тот же лонгрид может стать частью разных курсов, но его придётся адаптировать к новой аудитории. Слева — блок для медиакоммуникаторов, справа — для преподавателей
Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Ошибка 3


Нелогичная структура

Иногда учебные лонгриды превращаются в бесконечные экраны текста, слегка разбавленные картинками. В других случаях, наоборот, материал перегружен заголовками разных уровней, списками, цитатами, иллюстрациями и прочими элементами. Оба варианта плохи, потому что в их основе не лежит чёткая структура — то есть целенаправленное чередование блоков разного назначения.

Во-первых, к структуре учебного лонгрида надо подходить как к сценарию любого занятия: выделить разделы по смыслу, чередовать блоки с разными типами деятельности (например, «сканирование» контента, чтение, рассматривание, взаимодействие), поддерживать внутреннюю логику повествования, подытоживать изученное в конце. Чтобы облегчить восприятие информации и поддержать мотивацию учащихся, важно включить в лонгрид не только «теоретические» и «практические» блоки, но и «мотивационные» — объяснения, как новые знания связаны с уже изученными, примеры из реальной жизни и опыта читателей. Также будут полезны инструменты сторителлинга.

Заголовки должны выстраиваться в понятную иерархию:

  • название лонгрида;
  • название раздела;
  • название блока внутри раздела (например, это может быть заголовок списка или упражнения).

На каждом экране должен быть виден основной блок и начало следующего — например, теоретическая информация и примеры по теме. Несмотря на распространённость чтения с мобильных экранов, объём лонгридов считается десктопными экранами — и за точку отсчёта берут то, как видят контент пользователи на ПК и ноутбуках. Дело в том, что большинство десктопных экранов имеет стандартное разрешение (1920×1080 пикселей), и сетка лонгрида будет отображаться на них одинаково, независимо от диагонали дисплея. А вот смартфоны сильно различаются по разрешению экрана, поэтому для них отображение контента не унифицировать.

Во-вторых, в учебный лонгрид нужно добавлять содержательные изображения: инфографику, иллюстрации и фотографии объектов или явлений, схемы механизмов, процессов и алгоритмов. С одной стороны, это поможет учащимся представить и понять, о чём идёт речь, а с другой — прочнее закрепить изученное в памяти. То, как сочетание вербальных и образных компонентов (то есть текста и изображений) способствует эффективному восприятию и запоминанию информации, объясняют теория двойного кодирования и основанная на ней теория мультимедийного обучения.

В-третьих, важно регулировать темп и ритм подачи материала. После каждого экрана текста стоит добавлять блок с цитатой или интересным фактом, изображение (в этой роли оно не обязано иллюстрировать содержание, а может просто выступать визуальным акцентом), комбинацию текста и картинки, карточки или другие компоненты, которые будут работать как паузы при чтении.

Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Ошибка 4


Непродуманная навигация

Онлайн-чтение имеет свои характерные особенности — начиная от смены паттернов внимания (они описывают, каким образом пользователи просматривают страницу и на каких элементах фокусируют взгляд) и заканчивая нелинейным порядком взаимодействия с контентом. Грамотная навигация позволяет ориентироваться в материале, быстро находить нужный фрагмент, понимать, когда ссылка ведёт на внешний ресурс, а когда — на внутренний раздел или блок.

Если же не выстроить для студентов понятную систему навигации, с лонгридом будет крайне неудобно взаимодействовать. В итоге могут пострадать как учебная вовлечённость, так и результаты — если учащемуся нужно приложить умственные усилия, чтобы разобраться, как устроен лонгрид, и отыскать нужный фрагмент, у него, скорее всего, возникнет когнитивная перегрузка.

Каждый элемент навигации имеет свою цель:

  • «хлебные крошки» показывают место лонгрида в курсе;
  • меню позволяет перемещаться между разделами;
  • через якорные ссылки можно возвращаться к уже просмотренному контенту или забегать вперёд;
  • прогресс-бар отображает, какой объём текста пользователь уже прочитал и сколько осталось впереди.
Бирюзовая полоска наверху экрана отражает прогресс просмотра лонгрида
Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Ошибка 5


Отсутствие интерактивности

Сложные и объёмные материалы люди часто читают «на автопилоте» — поверхностно пробегают глазами по тексту, даже не останавливаясь, чтобы разобраться в том, что осталось непонятным при беглом чтении. Поэтому в лонгриде стоит предусматривать небольшие интерактивные вставки, которые позволяют вернуть внимание читателей к содержанию, а им самим — быстро оценить уровень своей внимательности.

Это могут быть мини-тесты с одним заданием, призыв к обсуждению или рефлексивный вопрос, форма отправки вопроса преподавателю и другие варианты. Более объёмные упражнения и практические задания лучше располагать ближе к концу лонгрида.

Выбор интерактивных форматов зависит от темы обучения, учебной цели и аудитории, а также от технических особенностей конструктора, который вы используете, и LMS, на которой лонгрид будет размещён. Если они позволяют встраивать контент из внешних сервисов, то выбор становится очень широким — можно, например, использовать упражнения и задания, созданные с помощью LearningApps, Wordwall, «Удобы» и аналогичных инструментов.

Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Встраивая материалы из внешних сервисов, также стоит учитывать, что каждый инструмент оставляет свои следы в интерфейсе упражнения: определённый дизайн кнопок, водяные знаки, собственные элементы управления и навигации. В сочетании с дизайном самой страницы лонгрида они могут создать визуальный шум. Поэтому точно не стоит ставить несколько интерактивных элементов подряд.

По умолчанию в коде встраиваемого элемента указаны его высота и ширина. Для аккуратной вёрстки стоит изменить эти параметры на более подходящие значения
Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Ошибка 6


Визуальный шум

Пытаясь оформить материалы «покрасивее», можно перестараться с украшательством — и тогда оформление лонгрида будет лишь отвлекать студентов от содержания, а не помогать его воспринять, понять и запомнить.

Есть четыре основных принципа дизайна: группировка, выравнивание, ритм и контраст. Добавляем к ним правила типографики — и получаем аккуратный, приятный для просмотра и чтения учебный лонгрид.

Начните с группировки. Блоки лонгрида, близкие по смыслу, должны располагаться рядом, а промежутки между ними нужно делать поуже. Между разными группами блоков, наоборот, важно оставить достаточно воздуха. Также следите, чтобы контент не прилипал к краям страницы.

Затем проверьте выравнивание — основной текст нужно обязательно выровнять по левому краю. Текст с выравниванием по центру тяжело читать, а при выравнивании по ширине появляются неравномерные пробелы между словами.

Посмотрите на контрастные элементы и на ритм их чередования. Монотонность можно разбавлять вывороткой: белым текстом на тёмном цветном фоне. Это послужит визуальным акцентом, но не стоит добавлять больше 2–3 блоков с вывороткой на один лонгрид.

Наконец, обратите внимание на шрифт. Его размер должен быть комфортным для чтения, и один экран должен вмещать достаточно информации, чтобы учащемуся не приходилось постоянно скроллить страницу. Не используйте больше двух вариантов шрифта, не перегружайте абзацы жирным начертанием, курсивом, цветными акцентами — используйте их только для действительно важных фраз.

Лонгриды без украшательства могут показаться внешне скучными, но наша задача как раз в том, чтобы дать студентам возможность сосредоточиться на содержании
Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Ошибка 7


Технические недочёты

Даже если лонгрид не предназначен для открытого доступа и нет необходимости задумываться о его SEO-оптимизации, всё равно стоит позаботиться как минимум об адаптации для мобильных устройств. Основные сложности в том, что один и тот же контент будет занимать большее число экранов на смартфоне, чем, например, на ноутбуке. А из-за небольшого размера дисплея учащимся может быть неудобно работать с интерактивными элементами. Иногда из-за этого приходится перевёрстывать до трети материала, чтобы сделать мобильную версию. Делать это полностью вручную очень сложно, поэтому выручают конструкторы лонгридов с адаптивной вёрсткой: Tilda, ScrollTool, Articulate.

Все сервисы для создания лонгридов имеют функцию предпросмотра страницы перед её публикацией. Некоторые также позволяют при этом переключаться между вариантами для компьютеров и мобильных устройств. Как правило, в списке есть форматы смартфона и планшета, альбомная и портретная ориентация экрана — проверяйте все возможные сочетания.

Кроме того, важно убедиться, что все элементы работают как задумано: картинки отображаются и стоят на своих местах (это особенно актуально при автоматической адаптации под мобильные экраны — конструктор может поменять порядок блоков), ссылки ведут куда надо, тесты с автоматической проверкой верно показывают результаты и так далее. И конечно, нужно проверить текст на ошибки и опечатки, а также удостовериться, что абзацы не обрываются на середине мысли.

Ещё я настоятельно не рекомендую устраивать финальную проверку сразу после вёрстки лонгрида. Лучше действовать так:

  • В первый раз проверить всё самостоятельно и протестировать отображение для разных экранов.
  • Затем попросить нескольких коллег прочесть лонгрид и поискать ошибки, покликать на ссылки.
  • Через пару дней снова внимательно перечитать «свежим взглядом» — и вот тогда можно считать, что финальная проверка состоялась.

Перед тем как отправлять лонгрид учащимся, стоит также добавить теги для заголовков (H1–H4) и alt-теги к каждому изображению, названия и описания страницы, настроить сниппет для соцсетей. Даже если лонгрид предназначен, например, для внутреннего вузовского курса, это покажет внимательное отношение к читателям. Студенты будут отправлять ссылку на материал в групповые чаты — и у неё появится сниппет с аннотацией. Кто-то во время домашних дел решит послушать лонгрид с помощью экранного диктора — и теги позволят роботу правильно озвучить текст и описать иллюстрации.

В конструкторе лонгридов Tilda есть возможность посмотреть, как ссылка на учебный лонгрид будет отображаться в соцсетях и в поисковой выдаче.
Скриншоты: Образовательная платформа Silatrek / Skillbox Media

Чек-лист для контроля качества лонгрида

В заключение предлагаю ответить на несколько вопросов, чтобы исключить все распространённые недочёты и убедиться, что лонгрид получился качественным и эффективным:

  • Ведёет ли лонгрид к конкретной учебной цели? Известна ли эта цель учащимся?
  • Соответствует ли содержание лонгрида уровню знаний и опыту целевой аудитории?
  • На какие части разделён материал? Логична ли его структура?
  • Отражены ли различные части лонгрида в системе навигации?
  • Соблюдается ли чередование текстовых и мультимедийных блоков, визуальных акцентов?
  • Интерактивные элементы работают на учебную цель или добавлены лишь ради развлечения?
  • Удалось ли избежать излишней пестроты цветов и шрифтов или, наоборот, монотонных экранов с простым текстом?
  • Отображаются ли все элементы так, как положено, в том числе на экранах смартфонов?


Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована