Как удержать внимание участников вебинара
И сделать так, чтобы пришли все, кто зарегистрировался.
В этой статье вы узнаете:
- как «разогреть» аудиторию перед вебинаром;
- как увлечь участников темой;
- как удерживать слушателя во время вебинара.
По разным данным, только 40–60% зарегистрировавшихся на вебинар действительно принимают в нём участие. И не каждый, кто «пришёл» на вебинар, присутствует на нём до конца. По данным исследования, в ходе которого были опрошены более 400 специалистов по всему миру, самая частая причина, по которой участники «сбегают» раньше времени, — это скучная, неинтерактивная подача контента.
Как сделать так, чтобы вебинар посетили как можно больше тех, кто на него зарегистрировался? Как удержать внимание участников в процессе? Как мотивировать слушателей отвечать на вопросы ведущего?
Опытные организаторы вебинаров, скорее всего, уже собрали свой набор приёмов. А для начинающих я подготовила несколько полезных советов из личной практики.
Что стоит сделать до вебинара
В любом мероприятии важен «разогрев» аудитории. Поэтому:
- дайте будущим участникам более подробное представление о теме;
- познакомьте их с ведущим (если это вы — расскажите о себе);
- выясните, какие знания участники рассчитывают получить на вебинаре;
- расскажите, что даст слушателю это общение;
- попросите участников подготовить вопросы к ведущему.
Это полезно и для организаторов, и для ведущего — вы сможете лучше понять аудиторию, настроить вебинар под неё, добавить релевантных примеров, заранее подготовить ответы на вопросы. А участники вебинара благодаря такому вовлечению не потеряют интереса к теме до начала мероприятия.
Памятка: как увлечь участников темой
- Пришлите программу вебинара. Даже если участники уже видели её, когда регистрировались, такое письмо сработает как напоминание о мероприятии.
- Сформулируйте и разошлите вопросы, ответы на которые участники получат от ведущего. По сути, это то же тематическое содержание, только более развёрнутое, чем программа.
- Пришлите видеоприветствие от ведущего: рассказ о себе и об актуальности темы.
- Запустите опрос: попросите участников поделиться ожиданиями от вебинара, вопросами, на которые они хотели бы узнать ответы (вдруг вы что-то не учли в своём плане), историями по теме или рассказами о себе.
- Предложите пройти тест на знание темы вебинара: участники проверят себя, а ведущий оценит подготовку аудитории и исходя из этого сориентируется, как рассказывать о теме.
- Запустите шуточный тест. Например, перед вебинаром для рекрутеров на тему «Как искать и нанимать айтишников» можно сделать интерактивный тест «Узнай, какой ты супергерой из вселенной IT-подбора!» Эмоции сформируют интерес к теме.
- Подробнее расскажите о формате вебинара, чтобы люди понимали, что это будет не просто лекция, а мастер-класс, практикум, где им расскажут и покажут много примеров, — и что приветствуются живые обсуждения.
- Пообещайте приятный бонус, который слушатели получат на вебинаре: например, подборку полезных статей, инструкцию, скидки на другой вебинар.
Эти способы помогут настроить аудиторию на активное и полезное обучение: не «я приду послушать», а «я хочу участвовать!»
Что можно сделать во время вебинара
Онлайн-участники не заперты в аудитории с лектором, они в любой момент могут «улизнуть» с вебинара так, что ведущий даже не заметит их отсутствия. Продумайте сценарий вебинара так, чтобы каждый участник чувствовал ценность и важность, а не просто видимость своего присутствия. Задача — сделать так, чтобы люди не заскучали. Вот что поможет:
1. Встречайте участников за 5–10 минут до начала
Ведущему или модератору вебинара лучше включить свою камеру не минута в минуту по расписанию, а чуть раньше. Наверняка часть участников тоже придёт пораньше: это хороший момент, чтобы тепло пообщаться с ними, установить контакт. Вы ведь встречаете радушно гостей офлайн-мероприятий, приходящих заранее, и не заставляете их ждать под дверью. В онлайне действуют те же правила этикета.
2. Пообещайте что-нибудь за пунктуальность
Если планируется серия вебинаров, важно мотивировать участников не опаздывать. Для этого на первой встрече можно анонсировать, что интересного расскажет ведущий в начале следующего вебинара сверх уже озвученной программы. Или предупредить, что он ответит на вопросы, которые поступят по итогам первой встречи. Если ведущий — звезда в профессиональном сообществе, можно пообещать несколько минут неформального общения. Главное — акцентировать внимание на том, что всё это произойдёт в самом начале вебинара. Так опаздывающих будет меньше, и не нужно будет каждый раз ждать, пока все подключатся.
3. До начала включите музыку
Это создаст хороший эмоциональный настрой. Выбирайте что-то спокойное или, наоборот, весёлое, в зависимости от того, на какую волну нужно настроить участников. Как бонус — можно решить технические проблемы до старта вебинара: слушатели настроят громкость звука и напишут в чате, если им плохо слышно или есть помехи.
4. Сделайте участие активным
Обычно участники вебинара могут общаться с преподавателем и друг с другом только в чате. Но современные платформы помогают сделать формат вебинаров более интерактивным: можно включить звук и видео у участников, чтобы они спрашивали или комментировали что-то вслух, добавить опрос или голосование (то есть провести их прямо во время мероприятия), дать возможность участникам выражать эмоциональную реакцию смайлами. Все эти возможности онлайн-платформ полезно изучить и протестировать до начала вебинара.
5. Пользуйтесь методическими приёмами
Когда погружение в тему начинается сразу с лекции, это скучновато. Вместо этого можно вначале задать вопрос аудитории, вовлечь её в обсуждение или дать маленькое задание на самостоятельное выполнение, а решение потом разобрать вместе. Это профессиональные методические приёмы. Если времени на вебинаре немного, можно обойтись хотя бы коротким вопросом-голосованием, чтобы участники в чате написали свой выбор. Либо преподаватель может сам себе задать в начале самый проблемный, дискуссионный вопрос по теме и начать на него отвечать.
6. Если есть возможность, проведите вебинар с двумя ведущими
Когда меняется главное лицо — спикер, преподаватель, ведущий, модератор, — участники переключают внимание на нового человека и с новыми силами концентрируются на материале. Особенно когда преподаватели освещают разные аспекты темы: например, один даёт теорию, освещает данные исследований, а второй объясняет на практике, приводит примеры из реального опыта.
7. Задавайте вопросы, проговаривайте ключевые выводы
Учитывайте, что во время вебинара участников отвлекают мессенджеры, другие вкладки на экране, окружающая обстановка, люди. Поэтому нужно постоянно возвращать участников в виртуальную комнату, переключать их внимание на себя. Лучше всего внимание акцентируется на вопросах, ключевых моментах и выводах (прежде чем перейти к следующей теме, подытожьте сказанное). К тому же всё это очень помогает тем, кто вынужденно что-то пропустил, не услышал.
А ещё периодически «будите» тех, кто отвлёкся, с помощью фраз-триггеров. Они фокусируют внимание участников на том, что будет сказано через несколько секунд.
Фразы-триггеры:
- Вопросы, не требующие ответа: «Вы наверняка задаётесь вопросом…», «Вот тут меня часто спрашивают…», «А что, если сделать так-то?..»
- Акценты на важных тезисах: «А теперь три ключевых совета, как сделать…», «И вот что особенно важно…», «Вот вам перечень типичных ошибок…»
- Выводы: «Итак, вот что нужно запомнить из этой части…», «Ещё раз кратко подчеркну ключевые идеи…»
В заключение скажу, что удерживать внимание участников онлайн-встречи, трансляции, вебинара — непростая задача для ведущего. Иногда приходится импровизировать, но базовые методики освоить нетрудно. Начинать нужно ещё до старта мероприятия, чтобы люди пришли с желанием активно участвовать.
При проектировании вебинара важно добавлять интерактивность в начале, в течение всей встречи задавать вопросы слушателям, использовать разные форматы взаимодействия и не забывать про выводы и ключевые фразы (триггеры). Думайте про участников, любите свою тему, и вебинар пройдёт отлично!