Образование
#статьи

Как взаимоотношения с учителем влияют на поведение и успеваемость подростков

И влияют ли в принципе, учитывая подростковую склонность к бунтарству?

Иллюстрация: Max Fischer / Pexels / Evening Tao / Freepik / Annie для Skillbox Media

Мы уже рассказывали, что, согласно научным исследованиям, отношения с учителем влияют на поведение и даже на учебные результаты учеников начальной школы. А есть ли такая связь в случае с подростками? Ведь им в силу возраста могут быть уже не важны тёплые доверительные отношения с учителями. Или это всё же влияет на их учебную вовлечённость и успехи в учёбе? Разберёмся в статье!

Как меняются отношения между учителями и учениками в средней школе

Когда дети переходят из начальной школы в среднюю, контекст обучения для них значительно меняется. Группа исследователей из Китая рассмотрела связь между отношениями с учителями, ощущением благополучия и успеваемостью четвероклассников и восьмиклассников, а также назвала несколько важных различий между этими группами.

Во-первых, младшеклассники развивают отношения с одним учителем, а более старшие ребята взаимодействуют с несколькими учителями в течение дня. Поэтому отношения с учителями у учеников средней школы, как правило, менее близкие, чем у малышей. Во-вторых, обучение в начальной школе ориентировано на поддержку и развитие под руководством педагога, тогда как в средней школе обучение становится более интенсивным, возрастают требования к результатам — повышается академическое давление. И в-третьих, младшеклассники более восприимчивы к внешнему влиянию, их проще мотивировать и направлять. У подростков же формируются собственные представления и установки, на которые сложнее воздействовать извне. Свою роль зачастую играет и бунтарство против взрослых — стремление действовать наперекор и проверять границы допустимого. Значит ли это, что на учеников начальной школы и подростков отношения с учителями влияют по-разному?

Исследование показало, что у четвероклассников отношения с учителями в целом лучше, чем у восьмиклассников. Младшие ученики чаще отвечали, что чувствуют доброжелательность и заботу со стороны учителей, и реже сообщали о конфликтах. А вот среди восьмиклассников доверительные отношения с учителями складываются в основном у тех, кто хорошо учится.

Учёные также пришли к выводу, что хорошие отношения с педагогом положительно отражаются на успеваемости учеников. И обнаружили, что это происходит не только напрямую: хорошие отношения повышают ощущение благополучия у ученика. А это, в свою очередь, улучшает его академические результаты. То есть школьник, который удовлетворён жизнью в целом, охотнее проявляет инициативу и вовлекается в занятия, продуктивнее взаимодействует со сверстниками, и это помогает ему лучше справляться с учёбой. Правда, среди четвероклассников ощущение благополучия влияет на успеваемость сильнее , чем среди восьмиклассников.

Как взаимоотношения сказываются на вовлечённости

Исследователь Дэниел Куин из Австралийского католического университета провёл обзор научных работ, чтобы выяснить, как отношения с учителями влияют на вовлечённость подростков в учёбу.

Долгое время вовлечённость учеников оценивалась исключительно по поведенческим признакам — посещаемости и учебным результатам, деструктивным действиям и случаям, когда подростки бросают школу. Сейчас же вовлечённость рассматривают как многомерное явление, включающее в себя также психологические показатели: эмоциональные (как ученик относится к школе и образованию в целом) и когнитивные (владеет ли стратегиями обучения, ставит ли перед собой образовательные цели и так далее).

Фото: Vladimir Arbesman / Shutterstock

Автор обзора упоминает исследования, в которых доказано, что эмоционально и когнитивно вовлечённые ученики реже прогуливают и бросают школу, меньше склонны употреблять психоактивные вещества, достигают больших успехов в учёбе и будущей карьере. При этом на показатели вовлечённости подростков влияет множество факторов — не только школьные, но и индивидуальные, семейные, социальные, которые взаимодействуют в сложной системе.

Проанализировав результаты научных работ, Дэниел Куин пришёл к выводу, что хорошие отношения между учителями и учениками действительно связаны с повышением психологической вовлечённости и успеваемости, снижением риска деструктивного поведения и прогулов. Однако исследователь не спешит называть эту связь причинно-следственной и утверждать, что, улучшив отношения с учениками, педагог повысит их успеваемость. По мнению Дэниела Куина, разумнее будет учитывать, что отношения вносят свой вклад в вовлечённость ученика, действуя среди других условий его развития.

Меняется ли динамика отношений и вовлечённости по мере взросления

Кажется логичным, что по мере взросления ребёнка, когда его социальная и эмоциональная жизнь меняется и усложняется, отношения с учителями становятся всё менее значимыми. Но так ли это?

Исследователи из Амстердамского университета провели метаанализ, который подтвердил связи между отношениями с учителями, вовлечённостью в учёбу и успеваемостью. Хорошие отношения повышают успеваемость как напрямую, так и опосредованно, через повышение вовлечённости. А конфликты или безразличие таким же образом успеваемость снижают. Что любопытно, общая выборка научных работ показала, что негативные отношения действуют на вовлечённость слабее, чем позитивные. В то время как лонгитюдные (длящиеся на протяжении нескольких лет) исследования продемонстрировали иную динамику. По мнению учёных, это можно объяснить накопительным эффектом — поначалу конфликты с учителем не сильно уменьшают вовлечённость школьников, но со временем, если отношения не улучшаются, воздействие усиливается.

Кроме того, метаанализ помог прояснить, есть ли различия в этих связях между младшеклассниками и подростками. И оказалось, что на старших школьников отношения с учителем влияют практически так же, как на учеников начальной школы. А порой даже сильнее — например, связь между хорошими отношениями и вовлечённостью оказалась среди подростков более значимой, чем среди детей. Исследователи объясняют это тем, что по мере взросления вовлечённость в учёбу в принципе уменьшается. Поэтому взаимоотношения с педагогом крайне важны для учеников, которые рискуют учебными результатами из-за низкой вовлечённости.

Как на успеваемость влияет неформальное наставничество

Принято выделять два вида наставничества — формальное и неформальное (его иногда также называют «естественным» или «непринуждённым»). В первом случае наставник или ментор взаимодействует с учащимся по регламенту, установленному образовательной организацией. То есть школа или, например, вуз вводит программу наставничества, назначает специалистов на роли наставников и распределяет между ними подопечных. А вот неформальное наставничество складывается естественным образом и может принимать самые разные формы. Такой наставник может, например, выступать ролевой моделью, просто оказывать подопечному заботу и поддержку, давать советы, защищать его интересы.

Группа исследователей из Брауновского, Виргинского и Гарвардского университетов выяснила, как подобные отношения, которые старшеклассники формируют с учителями, школьными спортивными тренерами и консультантами, сказываются на их учебных результатах и долгосрочных успехах. Поясним: школьный консультант в западной практике выполняет широкий спектр задач — обеспечивает социальную, эмоциональную и академическую поддержку учеников, выступает посредником между школьниками, их родителями и школьной администрацией, мониторит поведенческие проблемы, занимается профориентацией. Это похоже на тьюторскую роль, которая в российских реалиях бывает только в частных школах.

При анализе учёные использовали данные Национального лонгитюдного исследования здоровья подростков и взрослых (англ. National Longitudinal Study of Adolescent to Adult Health). Для этого проекта, начавшегося в 1994–1995 учебном году, составили рандомизированную выборку из 20 тысяч учеников средних и старших классов. В последующие годы исследователи пять раз проводили с участниками и их родителями глубинные интервью и собрали огромный массив данных о социально-экономических, психологических, когнитивных и других аспектах жизни респондентов.

Авторы исследования о влиянии неформального наставничества на результаты школьников обнаружили убедительные доказательства того, что наставничество действительно повышает успеваемость подростков. Школьники, получающие поддержку взрослого, имели более высокие годовые оценки, чем их сверстники без наставников. Также они значительно реже получали неудовлетворительные итоговые оценки и оставались на второй год.

Выпускники, сообщавшие о поддержке учителя, спортивного тренера или консультанта, с большей вероятностью поступали в университет. Правда, по словам учёных, на то, окончит ли молодой человек университет, поддержка, которую он получил в школе, влияет уже меньше, что логично. Однако во время третьей волны интервью (она проходила, когда бывшим школьникам было уже по 18–26 лет) подавляющее большинство респондентов заявили, что наставник до сих пор остаётся важной фигурой в их жизни. Поэтому исследователи отметили, что влияние этих отношений не всегда измеримо в полной мере — значительная его часть может находиться в области ценностей и жизненных ориентиров.

Само наличие наставника может быть связано с социально-экономическим положением учеников. Чем благополучнее семья школьника, тем больше вероятность, что он сформирует доверительные отношения со значимым взрослым в школе. При этом подросткам из семей с низким доходом поддержка наставника может компенсировать нехватку других ресурсов — такие школьники получают от хороших отношений с учителем, тренером или консультантом больше пользы (в контексте оценок и поступления в вуз), чем их более обеспеченные сверстники.

Ещё один вопрос, который интересовал исследователей: каким образом школа может поощрять естественное наставничество? Анализ помог выявить два важных фактора. Первый — чувство сопричастности и принадлежности к школьному сообществу. Ученики, которые описывали школьную атмосферу именно такой, чаще остальных сообщали о том, что у них есть наставник. И второй фактор — количество учеников в классе. Чем оно меньше, чем больше вероятность, что подросткам удастся сформировать с учителем доверительные отношения. Увы, в современных реалиях больших классов и перегрузки педагогов это не всегда достижимо. Но помочь могло бы развитие в школах тьюторской практики.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована