Скидки до 55% и 3 курса в подарок 0 дней 09 :23 :01 Выбрать курс
Образование
#Руководства

Как вовлекать в обучение студентов-зумеров, используя приёмы из соцсетей

Эти инструменты для привлечения и удержания внимания не требуют радикально перерабатывать учебные материалы и жертвовать академической глубиной.

Фото: skynesher / Getty Images

Типичная ситуация в вузовской аудитории: через считаные минуты после начала лекции преподаватель наблюдает, как студенты перестают его слушать и утыкаются в смартфоны.

Почему лекции так часто проигрывают конкуренцию за внимание студентов с контентом в соцсетях, вопрос очевидный. Но можно ли выдержать конкуренцию в этой битве за внимание?

Бизнес-тренер, методолог и автор телеграм-канала «Олды тут не в тренде» Алексей Каруна поделился опытом обучения молодого поколения на вебинаре «Как удерживать внимание студентов: опыт Reels, Telegram и мемов», организованном «Директ-Академией». Спикер рассказал, почему традиционные подходы к обучению не вовлекают студентов, и предложил позаимствовать инструменты для привлечения и удержания внимания из соцсетей и мессенджеров. Пересказываем некоторые идеи.

Как изменились принципы восприятия

По словам Алексея Каруны, классическая лекция зачастую вызывает у студентов скуку не потому, что она устарела как формат, а потому, что в этом формате не учитываются особенности внимания, свойственные поколению Z.

В культуре закрепился термин «клиповое мышление», которым обычно обозначают короткий фокус внимания и неспособность воспринимать большие объёмы информации. Однако Алексей убеждён, что правильнее говорить не о клиповом мышлении, а о фрагментированном внимании. Это способ восприятия и обработки информации, к которому людей приучает активное взаимодействие с цифровой средой, в первую очередь с соцсетями и мессенджерами.

Мозг пользователей привыкает получать новые сигналы, которые быстро сменяют друг друга. Эти сигналы вызывают те или иные эмоциональные реакции, а также призывают к быстрому действию — например, поставить лайк, переслать другу, написать комментарий, перейти по ссылке, подписаться на уведомления и так далее.

Как можно заметить, например, по контенту в TikTok, самые популярные видео для соцсетей создают с учётом этого механизма — в самом начале располагают некий «крючок» для привлечения внимания (то, что выглядит или звучит необычно, несёт провокационный смысл). Если видео не «зацепит» пользователя за первые три секунды, тот просто пролистнёт ленту дальше.

Фрагментированным вниманием Алексей Каруна объясняет также спрос на мобильное обучение и микрообучение, в том числе на курсы в Telegram. Они представляют собой короткие фрагменты учебной информации, которые приходят учащемуся прямо в мессенджер. Пользователь получает push-уведомление, открывает контент и изучает его между делом, и ему не нужно выделять время на основательное, глубокое погружение в какую-либо тему.

Фото: stockphotodirectors / iStock

Ещё одно явление, связанное с особенностями восприятия и обработки информации, — это культура мемов. Как поясняет спикер, мемы для зумеров — это не просто юмор, а инструмент общения, передача смысла через ёмкий визуальный образ, а не с помощью развёрнутого высказывания.

По словам Алексея Каруны, соцсети и мессенджеры привлекают и удерживают внимание пользователей как раз благодаря этим инструментам: «крючкам», коротким форматам и визуальным образам (мемам). При этом их, считает спикер, можно встроить и в учебный процесс — без потери академической глубины и радикальной переработки материалов.

Как добавить в лекцию «крючки» для внимания

Алексей Каруна объясняет действенность «крючков» внимания физиологическими основами внимания, которые ещё в первой половине XX века сформулировал академик Иван Павлов. Учёный ввёл термин ориентировочного рефлекса, который описывает непроизвольную реакцию животных на новые внешние раздражители. Например, услышав незнакомый звук, животное замирает и прислушивается, так как нервная система фокусирует на этом раздражителе всё внимание, отдаёт ему приоритет в процессе обработки информации.

У человека действует тот же механизм — новые, неожиданные стимулы мгновенно привлекают внимание и отвлекают от текущих занятий. Ресурсы рабочей памяти перераспределяются, чтобы быстро обработать новую информацию и определить её значимость. Если стимул незначимый, то непроизвольное внимание к нему рассеивается. Если же он оказался значимым, то сознание фокусирует на нём произвольное, целенаправленное внимание.

Структура классической лекции, в отличие от видео в соцсетях, выстраивается без учёта этого механизма. Занятие, как правило, начинается с вводной информации: изложения контекста, обзора новой темы, определения ключевых понятий. Это не работает как «крючок», не захватывает непроизвольное внимание студентов, а значит — не становится основой для произвольного (целенаправленного) внимания.

Поэтому, чтобы стимулировать и удерживать внимание студентов, Алексей предлагает строить лекционное занятие иначе:

  • Начать с вовлекающего элемента. Это может быть вопрос, вызывающий любопытство («Как вы считаете, почему 70% информации, которую вы услышите сегодня на лекции, забудется уже через сутки?»), неожиданный факт или популярный миф, история, связанная с изучаемой темой.
  • Разбить информацию на короткие блоки. В корпоративном обучении, как поделился спикер, он обычно делит лекционный материал на фрагменты продолжительностью 5–7 минут. Для академической среды такая фрагментация подходит не всегда, но Алексей советует по возможности разбить материал, предназначенный для целой пары, на несколько блоков покороче, пусть и не по 5–7 минут, а больше, — так, чтобы каждый из них раскрывал какую-либо подтему или отвечал на конкретный вопрос.
  • Добавить динамики. Между блоками теоретической информации стоит включить призывы к действию, которые тоже будут работать как «крючки», возвращая внимание аудитории. Например, задать студентам вопрос и предложить обсудить его в парах либо проголосовать за тот или иной вариант ответа. А ещё изложение теоретического материала хорошо бы разбавлять иллюстрациями или мемами по теме, короткими примерами из практики.

Как микроформаты могут поддерживать традиционное обучение

Микрообучением называется подход, когда учащийся получает информацию маленькими порциями и, как правило, регулярно. Небольшая статья, короткое упражнение, видео на 5–10 минут, памятка или чек-лист — всё это примеры микроформатов. Этот подход стал трендом в обучении сотрудников и в самообразовании с помощью мобильных приложений.

По мнению Алексея Каруны, стоит подумать о том, чтобы включить элементы микрообучения через мессенджеры и в академическую среду — потому что оно естественно встраивается в ритм потребления информации, свойственный зумерам. Помимо прочего, взаимодействие через мессенджеры создаёт эффект диалога на равных, что для зумеров тоже важно.

Каким образом микроформаты можно использовать в традиционном вузовском обучении? Алексей Каруна предлагает три варианта:

  • Как уже упоминалось выше — делить учебный материал на мини-блоки и сочетать пассивное восприятие информации с активными действиями студентов. Этот метод применим не только к материалам лекций. Например, если курс содержит большой тест, можно разделить его на порции по 1–2 вопроса и отправлять их студентам в разные дни.
  • Рассылать студентам вопросы и материалы для повторения и закрепления. После занятия в чат со студентами полезно отправить вопрос для размышлений по пройденной теме, а также её саммари в формате памятки, карточки или чек-листа. К такому материалу студенты будут возвращаться охотнее, чем к конспекту лекции.
  • Включить в учебную среду регулярные напоминания. Для этого тоже нужен общий со студентами чат — в него можно, например, каждый день присылать вопрос или мем по теме курса. Продвинутый вариант — добавить чат-бота, который станет автоматически задавать студентам вопросы и задания, собирать и оценивать их ответы.

Как использовать мемы в обучении

Мемы работают на ассоциациях и культурных кодах, и, по мнению спикера, удачный мем может заменить страницу подробных объяснений. Например, рассказывая студентам о когнитивных искажениях, можно использовать мем «Ожидания — реальность», и слушатели сами достроят смысл концепции в голове.

Благодаря тому, что мемы строятся на знакомых аудитории структурах, на общем контексте, студенты считывают: «Преподаватель разговаривает на моём языке». Это опять же способствует построению культуры диалога в обучении, а оно само воспринимается более живым и актуальным.

К тому же каждый мем — это маленькая история, в которой есть персонажи, конфликт, неожиданный поворот. А истории сильнее вовлекают и лучше запоминаются, чем сухие рассуждения. И наконец, мем — это визуальный образ, способный стать «якорем» для закрепления учебного материала в памяти. Это доказывают исследования автора теории двойного кодирования Аллана Пайвио: образы и конкретные понятия не только прочнее запоминаются, но и служат подсказками для припоминания абстрактной информации, с которой ассоциируются.

Спикер предлагает несколько способов встроить мемы в учебный процесс:

  • Использовать мем как точку входа в тему обучения. Тематический блок можно начать с картинки или фразы, которые вызовут у студентов улыбку и обозначат, о чём пойдёт речь на занятии. Например, тему о пирамиде потребностей Маслоу можно проиллюстрировать картинкой, где в качестве базовой человеческой потребности изображён Wi-Fi.
  • Связать ключевые идеи материала с подходящими мемами. Абстрактные концепции и термины, связанные с яркими образами, студентам будет легче закрепить в памяти.
  • Предложить студентам самостоятельно создать мемы по теме обучения. Как считает Алексей Каруна, это очень действенный способ проверить, насколько глубоко студенты осмыслили материал, — потому что невозможно придумать хороший мем о том, чего не понимаешь. К тому же созданный студентом мем станет для него собственным «якорем» для закрепления и припоминания изученного.
  • Использовать мемы для сбора обратной связи. В конце занятия можно предложить студентам выбрать мем, который лучше всего отражает их впечатления и настроение. Конечно, удобнее всего это делать в онлайне, но Алексей Каруна применяет этот метод и на очных занятиях, используя карточки с мемами из настольных игр Memeclub и «Мемограм».
Фото: Dejan_Dundjerski / iStock

По мнению спикера, преподавателю не нужно опасаться, что если он использует не самые актуальные мемы, то студенты воспримут это негативно. По наблюдениям Алексея, зумерам не так уж важно, модный это мем или нет, — важнее то, что преподаватель считается с их интересами, уважает их культуру общения и хочет разговаривать с ними на одном языке.

Но от себя заметим, что, говоря об уместности в учебных материалах юмора вообще и мемов в частности, многие эксперты придерживаются осторожной позиции и советуют их использовать, только если вы точно знаете, что на одной волне со своей аудиторией. Потому что шутка, хорошо знакомая представителям одного поколения, может быть совсем непонятной представителям другого и может даже показаться им неэтичной. Из-за этого преподаватели вузов порой признаются, что в общении с зумерами вынуждены «фильтровать речь», чтобы не оказаться в ситуации, когда их неправильно поняли.



Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована