Образование
#статьи

Как установка на рост помогает повысить успеваемость в учёбе

Рассказываем о результатах интересных экспериментов.

Кадр: фильм «Половое воспитание» / Sweet Tomato Films / MarVista Entertainment

Установка на рост (или мышление роста) — это убеждённость в том, что если постараться, то можно научиться практически чему угодно, потому что способности не «даются» человеку в неизменном виде раз и навсегда, а могут развиваться благодаря приложенным усилиям. Проще говоря, даже если поначалу что-то даётся человеку с большим трудом и результаты получаются так себе, при желании и упорных занятиях можно развить нужные умения. Мы уже рассказывали об этом типе мышления подробнее.

Автор теории мышления роста Кэрол Дуэк и многие другие исследователи уверены, что люди с мышлением роста во многих отношениях успешнее тех, для кого характерны противоположные убеждения — вера в то, что способности либо «даны», либо «не даны» человеку от природы, и если «не дано», то нет смысла и стараться — ничего не получится. Такие представления называют фиксированным мышлением или установкой на данность.

Одна из сфер, в которых иметь мышление роста кажется более полезным, чем иметь фиксированное мышление, — обучение. Поэтому в разных странах мира проходят эксперименты, в ходе которых учёные пытаются выяснить: если развить у школьников и студентов мышление роста, то скажется ли это положительно на результатах их учёбы?

Об одном из таких экспериментов пойдёт речь и в этой статье. Его результаты недавно были опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). В отличие от предыдущих экспериментов, авторы этого исследования действовали нестандартно: чтобы развить мышление роста у старшеклассников, они разработали специальный подход к обучению педагогов тому, как важно мышление роста и как его можно развить у детей.

Почему учёные взялись сначала за учителей

Прежние эксперименты показали: развитие мышления роста у школьников зависит прежде всего от того, как с ними общаются учителя. Именно педагоги своим поведением и фразами могут сформировать нужные психологические установки у учеников. Но для этого надо, чтобы сами учителя верили в силу мышления роста, а также в то, что им под силу привить это мышление своим подопечным. Иначе учителя не настроены тратить своё и без того ограниченное время на выполнение чьих-то советов о том, как им вести себя с учениками, и уж тем более проводить дополнительные занятия, посвящённые именно этому. Рекомендации учёных часто выглядят непрактичными, оторванными от жизни, излишними, и педагоги относятся к ним скептически.

Поэтому авторы нового исследования постарались опереться на ценности и приоритеты самих учителей, чтобы привить через них мышление роста школьникам. Для этого исследователи сначала выяснили, какие ценности наиболее важны для педагогов в работе. Потом в соответствии с ними описали желаемые изменения в педагогических приёмах. А следствием этих изменений, в свою очередь, должно было стать развитие установки на рост у детей.

Фото: VH-studio / Shutterstock

На первом этапе исследователи с помощью опроса более 900 американских учителей старших классов разобрались, что те больше всего ценят и уважают в своих коллегах. Оказалось, что это способность вдохновлять учеников и поддерживать их интерес к обучению без наказаний или угроз. А вот разочаровывало их в профессии больше всего равнодушие учеников.

Опираясь на эти данные, исследователи подготовили 45-минутный онлайн-материал о педагогических практиках по развитию мышления роста. В его первой части речь шла о свойственных подросткам чувствительности к чужому мнению и обидчивости. Материал содержал утверждение, что если педагог будет транслировать ученикам свою веру в их потенциал к обучению и развитию, подростки в ответ проявят вовлечённость (то есть не будут равнодушными).

Во второй части приводились варианты высказываний, с помощью которых можно сформировать у учащихся установку на рост:

  • Это фразы, которые транслируют уверенность педагога в способности учеников учиться и улучшать свои навыки по ходу курса. Например: «Не так важно, сколько вы знаете сейчас. Важнее то, чему вы научитесь к концу года. И пока вы будете вкладываться в учёбу, я помогу, чтобы ваши усилия не были потрачены впустую».
  • Фразы, которые подчёркивают, что важно не то, какой у учеников уровень знаний сейчас, а то, какой у них может быть прогресс, если они приложат усилия. Например: «Тесты — просто показатель того, что вы знаете прямо сейчас. Я же хочу видеть, что вы учитесь и продвигаетесь по материалу. Тесты помогут мне понять, где вы сейчас, и как я могу помочь вам продвинуться дальше».
  • Фразы, которые демонстрируют, что учитель действительно ждёт от учащихся стараний и готов поддержать их. Например: «Я не потерплю лени, но не жду, что каждый из вас сам знает наилучшие способы обучения — я научу вас им».

Авторы отмечают, что их подход, в отличие от предыдущих экспериментов по развитию мышления роста, не включает никаких готовых лекций или планов дополнительных уроков по мышлению роста, которые учителям пришлось бы включать в свою работу в ущерб традиционным программам. Причём это изначально масштабируемый подход: 45-минутный материал можно распространить среди любого числа учителей.

Как сработал этот подход

Эффективность разработки оценили по её влиянию на образовательное неравенство. Исследователей интересовали курсы двойного зачисления. Это такие особые учебные курсы в старших классах американских школ, на которых подростки осваивают часть программы колледжей и получают в результате, кроме школьных баллов, ещё и зачёт по этому предмету при дальнейшем обучении в колледже (заметим, что колледж в США может иметь статус вуза, готовя по программам бакалавриата).

Кадр: фильм «Высший балл» / Paramount Pictures / MTV Films

Это довольно сложные курсы, и известно, что в США их чаще всего бросают (или проваливают по ним экзамены) подростки из бедных афро- и латиноамериканских семей. Опять же, известно, что для бедных и социально неблагополучных семей часто характерна такая установка, что высшее образование якобы не для них, у них не получится поступить в вуз и окончить его. И для многих ребят, которые не справляются с курсом двойного зачисления в школе, такая неудача становится сигналом, что в колледж им поступать действительно не стоит, «не дано» — «Зачем, если я даже с одним учебным курсом справиться не могу?».

Исследователи предположили, что развитие установки на рост помогло бы таким ребятам справиться со страхом неудачи и успешно завершить эти сложные курсы двойного зачисления в школе. Это повысило бы их шансы позднее продолжить образование в колледже.

Для проверки своей гипотезы исследователи провели эксперимент в течение 2020/2021 учебного года с участием 155 учителей, которые вели курсы двойного зачисления (преимущественно по естественным наукам и математике) у почти 5400 старшеклассников. Учителям дали доступ к разработанному для эксперимента онлайн-материалу — тому самому, где за 45 минут объяснялись педагогические практики по развитию мышления роста.

Была ещё контрольная группа — 164 учителя, которые вели аналогичные занятия у более чем 6100 учеников. Этим учителям вместо того материала о мышлении роста показали руководство по дизайну цифровых учебных материалов.

В обеих группах среди учителей также проводили опросы об их отношении к теории мышления роста, а ещё собирали данные об оценках учащихся по курсам двойного зачисления.

Эксперимент показал, что среди учителей в экспериментальной группе (той, которой показывали материалы про мышление роста) распространилось мышление роста и выросла готовность использовать соответствующие педагогические практики. Но главный результат — у этих педагогов стало чуть больше учеников, успешно завершивших курсы двойного зачисления. Причём в классах, где большинство учеников — из семей с низким социально-экономическим статусом, этот эффект проявился заметнее всего. Так, в среднем доля успешно завершивших курс в экспериментальной группе получилась на 3,6% выше, чем в контрольной, а в классах с преобладанием учащихся из малообеспеченных семей — на 6,3%.

Авторы объясняют такой результат тем, что в более благополучных классах учителя и до эксперимента были склонны выражать свою уверенность в будущих успехах своих учеников (а вот в классах, где много детей из неблагополучных семей, учителя, видимо, не были склонны настраивать учеников на успех, потому что и сами в него не очень верили).

Также исследователи подчёркивают, что хотя рост всего на 3–6% кажется совсем незначительным, в масштабах страны он означал бы ежегодную «прибавку» в 157 тысяч старшеклассников из бедных семей, завершивших в школах подобные курсы двойного зачисления. Согласитесь, возможность дать шанс на лучшую жизнь 157 тысячам молодых людей — это очень весомый результат 45-минутного мини-курса для учителей о том, как развить у подростков мышление роста.

Что ещё известно о влиянии установок и убеждений на образовательные результаты

О том, что успех обучения отчасти определяется отношением учащихся к своим целям и способностям, сообщают авторы ещё одного недавнего исследования, опубликованного в School Psychology Review. Его авторы из Кембриджского университета (Великобритания) опросили около 600 британских подростков об их психологическом состоянии и сопоставили результаты со школьными оценками участников этого опроса. Причём исследователей интересовали не психологические проблемы подростков, а то, как они переживают счастье.

Как рассказали авторы в пресс-релизе на сайте университета, за схожей внешне картиной психологического благополучия могут скрываться разные состояния. Это может быть просто удолетворённость жизнью или же более сложный феномен — эвдаймония. Этот термин означает понимание счастья в философии Сократа и подразумевает, что человек чувствует себя не просто довольным обстоятельствами, но также целеустремлённым, достаточно мотивированным и компетентным, чтобы идти к своим целям.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

Исследователи выяснили, что высокие баллы по шкале эвдаймонии устойчиво связаны с отличными знаниями математики и английского языка. Например, в экзамене по математике (какой требуется в Великобритании для выпуска из средней школы) у таких подростков результаты оказались в полтора раза выше, чем у тех, для кого эвдаймония не характерна.

Кстати, с мышлением роста (о его признаках подростков также расспрашивали) школьные успехи оказались не связаны. Но те, кто был близок к эвдаймонии, чаще проявляли и установку на рост.

Исследователи сделали вывод, что практические меры по обеспечению психологического благополучия в школах (например, развитие психологических служб и соответствующее повышение квалификации учителей) должны учитывать, что оно подразумевает и осознание детьми своих целей, удовлетворение их потребностей в автономии, то есть принятии собственных решений, и в компетентности, развитие разных способностей и интересов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована