Как удержать внимание ребёнка во время онлайн-урока
Практические советы, которые помогут показать дошколятам и младшеклассникам, что учёба — это не обязательно скука.
Фото: Matt Cardy / Getty Images
краткая справка
Анастасия Екушевская
Психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Удержать внимание ученика ― самая сложная задача для педагога, работающего онлайн. Особенно если его ученики ― дошкольники или младшие школьники. Им трудно заниматься, не отвлекаясь, когда хочется поиграть или посмотреть мультики. К тому же у учителя, который преподаёт по Сети, гораздо меньше возможностей повлиять на ребёнка ― он не может забрать у него игрушку на время урока или контролировать его передвижения по комнате. Что делать?
Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь педагогам в работе с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками в онлайн-формате.
Делать занятия интерактивными
Детям, особенно в возрасте 5–8 лет, очень важно не просто слушать учителя, но и общаться с ним, принимать деятельное участие в уроке. Поэтому так важно использовать онлайн-инструменты и приложения, которые позволяют ученикам взаимодействовать с педагогом и контентом во время занятий.
Педагогам, которые проводят занятие на платформе для видеоконференций, стоит попробовать подключить к учебному процессу другие сервисы и приложения. Чтобы вписать их в урок, можно отправлять ученикам ссылки на конкретные упражнения или делиться с ними своим экраном. Стоит попросить родителей открыть все необходимые ссылки для занятия заранее, а также, при возможности, ознакомить малыша с работой сервиса, платформы или приложения.
Вот несколько полезных ресурсов для всех основных предметов:
- Online Test Pad ― бесплатный многофункциональный сервис для создания интерактивных тестов, кроссвордов и логических игр на разные темы.
- Boom Cards — конструктор карточек, который позволяет создавать интерактивные задания с самопроверкой.
- Izi.Travel даёт возможность создать свой виртуальный музей, аудиоэкскурсию или тематический квест. Разобраться, как это сделать, поможет вебинар.
- LearningApps — конструктор интерактивных упражнений с шаблонами обучающих игр типа «найди пару» и других, головоломок и кроссвордов, заданий на заполнение пропусков и различных тестов. Также содержит богатую библиотеку готовых упражнений, в том числе на русском языке.
- «Взнания» — русскоязычная образовательная платформа для создания любых интерактивных материалов к онлайн- или офлайн-урокам. Бесплатная функциональность крайне ограничена, но платная версия позволяет делать полноценные интерактивные уроки с игровыми элементами.
- Quizlet — сервис для изучения слов, в котором удобно делать карточки для тренировки английского вокабуляра.
- Matific — сайт с сотней математических игр для учеников 1–6 классов и дошкольников.
- Drawar.io ― онлайн-игра «Крокодил», где один игрок быстро рисует загаданное слово или словосочетание, а остальные пытаются угадать, что он изображает. Игру можно использовать для повторения слов на уроках иностранного языка (кроме русского, сервис поддерживает английский, французский, немецкий и испанский языки) ― да и вообще любых новых понятий.
- «IQша» содержит тысячи готовых упражнений по математике, чтению, окружающему миру и английскому, а также упражнения на развитие памяти и логического мышления.
Практически любой материал можно упаковать в игровую форму — тесты, квизы, викторины с виртуальными призами, словесные игры, квесты и головоломки. Дети любят играть, и геймифицированные задания поддерживают их внутреннюю мотивацию ― дошкольники и младшеклассники выполняют задания не потому, что так надо, а потому, что им самим хочется. Это поможет сформировать у маленького ученика установку, что учиться можно с удовольствием.
Однако стоит соблюдать баланс и не превращать полностью обучение в развлечение. Важно помнить, что игровые элементы должны поддерживать интерес к учёбе, а не отвлекать от учебного процесса, и соответствовать образовательной цели.
Визуализировать материал
Картинки, видеоролики, комиксы и диаграммы разбивают монотонность урока, помогают ребёнку не утратить интерес и, в конце концов, просто делают материал понятнее.
Что бы вы ни преподавали, в интернете всегда можно отыскать мультики и видеоролики по теме. Такими анимированными роликами можно, например, подкреплять изучение азбуки или цифр. Конечно, можно проявить креативность и создать свои картинки, коллажи или слайд-шоу, чтобы визуализировать информацию.
Хороший вариант — так называемые интеллект-карты. Это схемы, которые показывают связи между объектами или идеями, помогают структурировать информацию и отделять важное от второстепенного. В центр помещается основное понятие (допустим, «охрана природы»), от него отходят разноцветные веточки-понятия ― «переработка мусора», «экономия ресурсов». А от них ― второстепенные понятия, которые помогают раскрыть идею: «не бросать мусор на землю», «вовремя выключать свет». Таким образом можно структурировать любую информацию. А если рисовать интеллект-карту вместе с учениками, она может превратиться в целый образовательный проект. Это можно делать с помощью интерактивных онлайн-досок для совместной работы.
Устраивать перерывы
Важно помнить, что детям непросто поддерживать концентрацию внимания слишком долго. Мозг ребёнка ещё развивается, и ему объективно нелегко обрабатывать большой объём информации. Уже через пять минут маленькие ученики устают и начинают отвлекаться, поэтому полезно время от времени делать короткие перерывы.
Чтобы дети сбросили напряжение, но всё-таки не забыли об уроке, предложите им поиграть в какую-нибудь подвижную игру, потанцевать, спеть песенку. Эти игры можно даже интегрировать в программу урока. Например, на занятиях английским попробуйте сыграть в Simon says ― подвижную игру на внимательность. Правила просты: учитель говорит: «Simon says… stand up / jump / clap your hands / touch your shoulders». А ученик должен выполнить только те команды, перед которыми прозвучала вступительная фраза Simon says. И попрыгали, и глаголы повторили. Даже совсем короткий перерыв на одну-две минуты поможет «перезагрузить» маленького ученика и вернуть его внимание.
Поощрять усилия
Детям важно видеть, что их старания замечены и оценены. Когда ребёнок чувствует, что взрослым его работа неинтересна, он моментально теряет мотивацию. Поэтому так важно поощрять даже самые небольшие усилия и отмечать успехи. Главное ― не размер награды, а сам принцип. Например, выдавайте ребёнку «смайлики» за правильно выполненные задания или показывайте короткие мультики за каждую пройденную тему.
Современным детям крайне важно уметь учиться с удовольствием. Во-первых, образовательный контент сейчас конкурирует с контентом развлекательным ― играми, соцсетями, мультфильмами. Они сопровождают ребёнка с первых дней жизни и доступны в любой момент. Дети привыкли к такой активной стимуляции, и их уже не увлечь картинкой в учебнике. Обучению нужно быть не менее интересным и ориентированным на детей, чем видеоигры. Поэтому при возможности (например, если вы индивидуально занимаетесь с учеником как репетитор) стоит узнать интересы ребёнка и включить их в онлайн-взаимодействие. Скажем, если ребёнок любит динозавров, можно использовать их в примерах и заданиях.
Во-вторых, поколение альфа будет учиться всю жизнь, а не только до получения первого диплома. Во всех сферах информация теперь появляется и устаревает так быстро, что остановиться в развитии просто невозможно ― каждый день придётся учиться чему-то новому. Поэтому важно, чтобы дети с самого юного возраста воспринимали обучение не как нудную обязанность, а как весёлое и увлекательное занятие, не хуже игры.
Не со всеми учениками эти методы сработают идеально. Дети разные ― одним больше нравится бегать и прыгать, другим ― решать интеллектуальные загадки. Каждый ребёнок уникален, и задача современного учителя ― не просто читать параграфы из учебника, а искать и находить подход к детям, прививать им любопытство и интерес к учёбе. И неважно, где проходит урок ― в классе или перед экраном компьютера.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!