Образование
#Руководства

Как учителю адаптировать задания, чтобы школьники делали их сами, а не поручали нейросетям

И как понять, решали ли они домашку сами или за них это сделал ИИ: опыт учителя информатики.

Иллюстрация: katemangostar / freepik / Freepik / Nationaal Archief / Unsplas

Светлана Волкова

Учительница информатики ГБОУ СОШ №139 Санкт-Петербурга, лауреат конкурса промптов «Учебный промт». Победительница в номинации «Наставники Яндекс Образования» по итогам программы «Яндекс Учебника» для профессионального развития «Кадровый резерв».

Появление множества генеративных нейросетей для учителей стало как благом (можно использовать их как помощников), так и проблемой. Дети быстро освоили ИИ настолько, что делают домашние задания не просто с их помощью, а вообще не затрачивая на это собственных усилий, то есть фактически стали использовать как способ получения готовых ответов. Ясно, что на пользу учёбе это не идёт. Как быть? Поделюсь собственным опытом. Хотя мои советы касаются заданий по информатике, они могут навести коллег на идеи, как применить их для заданий и по другим предметам.

Как распознать, что ученик сделал задание в нейросети

Сначала напомню, что существует очень полезная технология — педагогическое наблюдение. Ребёнок сдаёт работу, учитель её проверяет и анализирует ответы. На этом этапе можно выделить несколько признаков того, что домашнее задание сделано с помощью нейросети.

  • Текст не соответствует уровню учащегося.

То есть он написан либо научным, либо слишком сложным для школьного уровня языком, в нём есть непривычные термины и словосочетания, которые дети не используют в обычной жизни. Бывает, ученики даже не переписывают текст и приносят его в том же виде, в котором выдала нейросеть, с короткими повторяющимися предложениями.

  • Предложения похожи по смыслу.

Видно, что некая смысловая часть текста просто перефразируется. Особенно хорошо такое видно в работах, где есть введение и общий вывод.

  • Сложные и длинные названия для переменных.

В информатике переменная — это название ячейки памяти, которая может менять своё значение, пока программа работает. Проведём аналогию: в математике это искомый x или y.

Когда нейросеть решает задание по информатике, она придумывает очень сложные названия: вместо переменных a и b предлагает варианты с двумя подчёркиваниями, например d_weights, init. Сразу видно, что ребёнок так не сделал бы, и это списанная или решённая с помощью ИИ задача.

  • Сложные пояснения при решении задач.

Обычно дети не пишут пояснения при решении задач, зато их добавляет нейросеть. Допустим, я даю задание написать программу на языке Python и вижу, что после него через знак решётки идут комментарии на примере. Сразу становится понятно, что это решил ИИ.

Пример задания, выполненного нейросетью
Изображение: Светлана Волкова

Иногда задача простая, а решение записано на Python сложным предложением в одну строчку там, где обычно у школьника строк двадцать. В таком случае я мягко прошу ребёнка объяснить значение конкретной строки. По ответу сразу станет ясно, прибегал ли ученик к помощи ИИ.

Мы с детьми вообще активно программируем на Python и часто берём для практики задания из «Яндекс Учебника». Там уникальные задачи с необычными сценариями, поэтому ИИ сложнее с ними справиться.

Отдельно скажу, как поступаю, когда домашнее задание формально сделано верно, но я понимаю, что это работа нейросети. В этом случае вызываю ученика к доске и прошу объяснить решение классу. Дальше мы вместе убеждаемся в том, что школьник всё сделал сам, или видим, что нейросеть только усложнила ему задачу. Я ставлю положительную оценку, когда решение верное и ученик может его объяснить. Даже если он использовал нейросеть — это его решение. А я оцениваю знания и, кроме того, умение использовать современные технологии.

Как адаптировать домашние задания, чтобы дети решали их сами

Предлагаю несколько способов, которые подтолкнут детей делать домашнее самостоятельно.

  • Объяснить, в чём польза заданий.

Я считаю, что с детьми важно вести просветительскую работу. Они должны понимать, что в процессе обучения развивают своё мышление — или не развивают, если не прикладывают к учёбе собственных усилий. Это то, с чего я всегда начинаю работу с классом.

  • Изменить формулировки заданий.

Часто ученики прибегают к помощи ИИ, когда им надо написать код в качестве задания по информатике. Я протестировала несколько нейросетей и обнаружила, что те выдают ошибку, когда сталкиваются с более сложными формулировками. Поэтому я стараюсь составлять задания сложными предложениями, чтобы нейросеть не поняла, что от неё требуется. При этом я учитываю уровень школьников, то есть формулирую так, чтобы они могли понять задание.

Вот пример. Простой вариант: «Создайте программу, которая подсчитывает, какое слово в тексте встречается наибольшее количество раз». Сложный вариант для программы, но доступный для десятиклассников, которым можно его предложить: «Напишите программу, которая анализирует большой набор данных о продажах в интернет-магазине за последний период и определяет, какой товар был наиболее популярен у покупателей. Программа должна подсчитывать количество самого популярного товара и выводить в качестве ответа название товара».

  • Дать задание, где можно использовать нейросети.

Если я понимаю, что дети всё равно будут пользоваться нейросетями, то стараюсь предложить им креативную задачу. Это помогает применять знания на практике, экспериментировать с настройками искусственного интеллекта и разобраться, как использовать этот инструмент в разных областях. Например, прошу сделать кроссворд на интересную подросткам тему или придумать тест для всего класса.

Ещё можно предложить детям создать новеллу. Сначала, конечно, надо рассказать, что это за литературный жанр и в чём его особенности, а потом предложить с помощью нейросети сгенерировать свой текст в таком жанре. Словом, идея в том, чтобы использовать нейросети для творчества, экспериментировать с различными идеями и концепциями.

Пример задания из практики автора статьи
Изображение: Светлана Волкова / Шедеврум

Можно адаптировать и работу с изображениями. Я бы советовала давать такие задания только старшим классам, заранее подобрав для них подходящие сервисы и научив ими пользоваться. Для 10-го и 11-го классов можно придумать много интересных заданий в этом направлении. Например, попросить детей составить портрет любимого литературного персонажа и сгенерировать его по этому описанию с помощью нейросети.

  • Сделать задания интерактивными.

Для этого можно использовать разные интерактивные доски. Например, мне очень нравится «Яндекс Концепт». В нём ученики могут пройти тест, выполнить задание учителя или ответить на вопросы и вместе обсуждать какую-то тему в дашборде, инициируя интерактивную коллективную работу.

Ещё есть Holst и Flip — сервисы с шаблонами виртуальных досок. Там можно проводить брейнштормы и исследования, добавлять таблицы и изображения, совместно работать. Из минусов — в бесплатной версии количество досок ограничено.

Я думаю, вполне можно разрешить школьникам пользоваться нейросетями и на других профильных предметах, здесь многое зависит от учителя и его владения материалом. Главное — правильно подобрать задание.

Важен момент функциональной грамотности, то есть умение ребёнка посмотреть справочник и правильно работать с текстом. Например, в физике есть сборник задач Пёрышкина. В нём такие задачи, для решения которых школьник должен уметь самостоятельно работать с таблицами, определять значения и зависимости. Это хороший пример усложнения домашнего задания, и нейросети здесь не помогут.

Немного личных наблюдений

Когда нейросети только появились, я подумала, что больше никто не будет делать домашние задания самостоятельно. На деле же всё оказалось не так страшно. Я вижу, что дети понимают, что домашняя работа — это закрепление знаний. Конечно, если до них регулярно доносить эту мысль.

А ещё они уже на собственном опыте убедились, что нейросети работают неидеально и иногда проще с нуля написать свой код или собрать презентацию, чем разбираться в том, почему ИИ выдал ошибку. Перепроверять всё равно придётся! А некоторые темы по физике, химии, географии всё ещё слишком сложны для нейросетей.

При этом дети часто используют нейросеть, чтобы та навела их на хорошую идею или помогла написать пошаговый план работы — словом, с полезной целью. Например, при подготовке к ЕГЭ мои старшеклассники проходят комбинаторику, и нейросеть объясняет им теорию, даёт несколько вариантов решения задачи.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована