Как учителя выбирают и осваивают инструменты для гибридного обучения
Эксперты на ММСО обсудили, как вести урок, когда часть учеников находится в классе, а часть — на удалёнке.
tesla / youtube
Толкование термина «гибридное обучение» пока не устоялось. Часто его используют как синоним смешанного обучения, при котором занятия в классе сочетаются с применением онлайн-ресурсов. Это могут быть, например, очные уроки, после которых следуют дополнительные занятия или домашняя работа на электронной платформе. Или же перевёрнутое обучение, когда ученики самостоятельно осваивают теорию (скажем, по видеолекциям), а в классе учитель организует обсуждение и проверку изученного.
В перечисленных выше ситуациях группа учеников занимается вместе — или онлайн, или офлайн. Однако нередко возникает и разделение: часть учащихся находится в классе, а другая часть — дома (например, на карантине после контакта с заболевшим COVID-19). Учителю же приходится вести урок одновременно и очно, и удалённо. Такую ситуацию тоже называют гибридным обучением, и именно о ней шла речь во время сессии Московского международного салона образования «Как выбрать учебный материал для гибридного образования».
Приглашённые спикеры обсудили трудности, с которыми столкнулись учителя в этих обстоятельствах, образовательные инструменты для гибридного формата, его положительные стороны и недостатки. Пересказываем основные тезисы дискуссии. А для тех, кто хочет послушать обсуждение целиком, есть запись на YouTube.
Как учителя работают в гибридном формате
Алексей Доронин, учитель математики в московской школе №1520, столкнулся с гибридным обучением, когда после первой волны пандемии и всеобщего дистанта оказалось, что некоторые ученики довольно долго не смогут посещать очные уроки. Было очевидно, что вести для них дополнительные онлайн-занятия в вечернее время после основных уроков в классе — не лучший вариант. Кроме того, школа участвует в проекте «Математическая вертикаль», где учеников из разных классов собирают в одну группу с углублённым изучением математики:
«Представьте себе, что несколько классов вышли на карантин в связи с заболевшим ребёнком, а остальные классы продолжают обучение. И вот в группе, в которой 20 человек, изучающих математику на углублённом уровне, десять человек не могут посещать уроки. Это очень большая нагрузка, десять часов в неделю, поэтому самому ребёнку это не нагнать никакими средствами. Возникла [проблема]: как их подключать, как их в эти уроки встраивать».
На помощь учителю пришли проверенные дистанционным обучением Zoom и Microsoft Teams. Видеотрансляцию из класса обычно обеспечивает планшет. Можно использовать и интерактивную доску с функцией записи и трансляции содержимого, но, по словам Алексея, планшета вполне достаточно. Главное, чтобы он передавал изображение и звук высокого качества и можно было показать детям на дистанте как записи в тетради, так и работу у доски.
При этом педагог отметил такую особенность гибридных занятий: каждый урок должен быть сам по себе автономным. На обычных офлайн-занятиях, имея, допустим, четыре урока математики в неделю, на каком-то из них всегда можно сослаться на то, что было на предыдущем, а если что-то не успели — продолжить на следующем. А вот гибридный урок, по опыту Алексея Доронина, важно организовать так, чтобы он был как бы самостоятельной единицей — то есть чтобы дети понимали, чему они на нём научились и как научились. Причём проверка, как дети усвоили тему, — самое сложное в гибридном уроке. Ещё очень важно дать мотивирующее задание, чтобы детям было интересно. Вообще, если учитель интересно ведёт офлайн-урок, то, скорее всего, на онлайн-занятии детям тоже будет интересно, считает Алексей.
Доцент Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и учитель словесности в Лицее НИУ ВШЭ Михаил Павловец заметил, что гибридное обучение нельзя назвать новинкой, ведь уже давно существует очно-заочное образование, да и со школьниками на домашнем обучении учителю приходилось выстраивать дистанционные формы взаимодействия. Сейчас же, по словам Михаила, «появились возможности вывести эту гибридность на новый уровень, и этим приходится пользоваться».
Несмотря на то что организовать трансляцию из класса технически не так уж сложно, педагог напомнил о том, что у некоторых учащихся просто нет подходящих условий для комфортной учёбы из дома. Здесь играют роль многие факторы, от скорости интернета до семейных обстоятельств (если за спиной бегают младшие братья и сёстры, сосредоточиться сложно). Учитель тоже сталкивается с трудностями:
«Самая большая сложность скорее для меня, потому что один глаз косит в экран, второй шарит по классу — смотрит, кто работает, кто не работает, кому нужна помощь и так далее. По энергозатратам это в разы тяжелее, чем когда ты сидишь перед „чёрненькими квадратиками“ и тем более когда сидишь перед классом, когда можно установить своего рода энергообмен».
При этом Михаил отметил и положительные стороны гибридного обучения. Например, учащиеся лицея, которым он преподаёт, часто демонстрируют самоорганизацию и взаимопомощь: самостоятельно с помощью планшетов транслируют лекции одноклассникам, которые находятся в самоизоляции. А ещё цифровые способы взаимодействия помогают тем ребятам, которым сложно говорить перед классом — как очно, так и онлайн. С теми, кто поделился такой проблемой, учитель договорился, чтобы вместо устных ответов они писали в чат:
«Если я сижу перед компьютером, если <занятие> целиком онлайн, то я успеваю и смотреть, что мне в чат пишут, и слушать, что мне говорят. Но когда я в аудитории, это гораздо сложнее. Тогда надо смотреть и в презентацию, и в аудиторию, и в чат заглядывать. Но в таком случае я могу после занятия открыть этот чат распечатанный и увидеть, как человек реагировал на то, что происходит. Я вижу, что ученик был в потоке, он слышал, он работал».
Читайте также:
Как в гибридном обучении помогает EdTech
Учителя, выступавшие в дискуссии, смогли эффективно подстроиться под новые условия обучения и не столкнулись с особыми препятствиями в техническом плане. Но оказалось, что эти кейсы скорее исключения.
Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» компании «Учи.ру», рассказала о результатах исследования, согласно которым очень многие учителя просто не знают, как использовать онлайн-ресурсы и другие технологии в работе — даже такие распространённые, как интерактивная доска, Zoom и Teams.
Читайте также:
«Учим в любых условиях», Дуглас Фишер, Нэнси Фрей и Джон Хэтти
Более того, 60% учителей ответили, что им пришлось переписывать заново все сценарии своих уроков, потому что они хорошо работали в очном формате, но не в дистанционном. Также трудности возникали с организацией учеников на удалёнке — кто-то забыл про урок, кто-то просто не подключился, у кого-то обед.
Чтобы помочь учителям наладить взаимодействие с учениками удалённно, «Учи.ру» создала платформу «Виртуальный класс», которая предлагает инструменты для видеосвязи и составления расписания, базу интерактивных заданий, виртуальную доску и другие возможности для проведения дистанционных уроков.
«Нам, людям старшего поколения, это пространство всё ещё кажется несколько чужеродным, мы его ещё только осваиваем. Мы чувствуем себя там немного „за границей“, — заметил Михаил Пловец. — Тогда как все ребята, с которыми мы работаем, — они там родились. Они родились со смартфоном в руках, они одновременно присутствуют онлайн и офлайн, у них нет тех проблем, которые у нас как у организаторов этого процесса, как у учителей могут возникнуть».
О трудностях учителей не понаслышке знает и Кирилл Прудников, руководитель программ педагогических практик компании Skillbox. В момент введения дистанта Кирилл работал учителем обществознания в школе. Вместе с другими педагогами он перестраивал расписание, вырабатывал протоколы взаимодействия с учениками на удалёнке, помогал старшим коллегам освоить цифровые инструменты.
Примечание: по мнению Кирилла, учителя, отлично зная, как методически организовать работу в классе, не всегда понимают, как адаптировать тот же материал и те же практики к онлайн-формату. И то, что кажется простым для тех, кто давно находится в цифровой среде, вызывает серьёзные затруднения у людей, который столкнулись с IT-технологиями без подготовки.
Опыт работы в школе и понимание реальных сложностей учителей оказались незаменимыми при создании бесплатного курса «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя», созданного по заказу ВШЭ методистами Skillbox в сотрудничестве со специалистами «Яндекс.Учебника», «Фоксфорд.Учителю», «ИнтернетУрока», Miro, программы «Учитель для России» и образовательного бюро «Розетка». Он состоит из пяти модулей и посвящён цифровым ресурсам, сервисам и навыкам, которые будут полезны педагогу. Курс уже прошли около полутора тысяч учителей из 68 регионов России.
В то же время Кирилл Прудников отметил особенность, осложняющую учителям дистанционное преподавание: онлайн-платформы быстро надоедают. Какой-то инструмент — например для онлайн-голосования — сначала удивляет детей, но потом они быстро к нему привыкают, и он им надоедает. В результате, по его наблюдениям, чем дольше преподает учитель, тем меньше онлайн-инструментов он использует — и в итоге опять возвращается к доске и мелу.
«Задача, которую должны решить онлайн-платформы, как мне кажется, — это найти те инструменты, которые могут создать событийность, а во-вторых, не наскучить этой событийностью ребятам», — отметил эксперт.
Станет ли гибридное обучение нормой?
Пока учителя пытаются освоиться в цифровом пространстве, разработчики онлайн-инструментов создают решения, которые не всегда отвечают на реальные запросы педагогов. И многие эксперты сходятся во мнении, что часто сложности возникают не от недостатка технического обеспечения и даже не от нехватки соответствующих компетенций — а оттого, что цифровое обучение вынуждает пересматривать и иногда полностью перестраивать формы взаимодействия с учениками.
От иерархической системы, когда учитель объясняет тему у доски, а дети послушно записывают, школа переходит к горизонтальной, в которой ученики продуктивно коммуницируют и действуют совместно с учителем — в классе или удалённо. И, конечно, переход на такие изменения требует времени.