Цифровой колледж Skillbox: продолжается приём документов Колледж Skillbox: продолжается приём документов Подробнее
Образование
#статьи

Как учатся в колледже: форматы, учебный процесс, сессии и студенческая жизнь

Рассказываем, как проходят занятия, сколько дней в неделю, что такое очная и очно-заочная формы обучения в колледже.

Иллюстрация: Alberto Lozzi / freepik / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Когда встаёт вопрос «Куда пойти учиться после школы?», следом возникают и другие: а как будет организована учёба и чем это будет отличаться от поднадоевших уроков?

Особенно это актуально для тех, кто собирается идти в колледж. Тем, кто приходит туда после 9-го класса, там дают одновременно и полное среднее образование (то, которое те, кто остаются в школе, получают в 10–11-х классах), и профессиональное. Тем же, кто поступает в колледж, уже имея аттестат за 11 классов, дают только профессиональное образование.

Так на что же больше похож колледж — на школу или вуз? Там уроки, как в школе, или пары, как в университете? Контрольные или сессии с зачётами? Как обучают практическим навыкам профессии? Сколько занятий обычно бывает в день и задают ли домашние задания? Бывает ли какая-то активность, кроме, собственно, обучения?

В этой статье разберёмся, как всё устроено в колледжах.

Для начала: какие бывают колледжи

Сразу скажем: колледжи бывают очень разными. И не только по тому, государственные это учебные заведения либо частные, и по набору профессий, которым там обучают. Они также различаются по технической оснащённости и уровню преподавателей, наличию партнёрств с предприятиями и компаниями из тех индустрий, к которым относятся специальности, преподаваемые в колледже (и, соответственно, возможностям сделать обучение наиболее приближенным к практике).

Сам процесс обучения тоже организуют по-разному. Так, за последние годы, помимо «классических» учебных заведений, появились колледжи «без бетона», то есть без учебных зданий и аудиторий, куда студентам необходимо ездить, — в таких колледжах даже на очной форме все занятия проходят дистанционно, онлайн. Конечно, учебный процесс там отличается от того, каким он бывает в «классических» колледжах.

Поэтому в этой статье мы расскажем и то, как чаще всего бывает организовано обучение в типичных колледжах, и то, как оно бывает организовано в учебных заведениях нового типа, работающих дистанционно онлайн, — на примере Цифрового колледжа Skillbox.

Формы обучения в колледже

В колледжи можно поступить на программы подготовки по трём формам обучения: очной, заочной и очно-заочной. Далеко не всегда бывает так, что по одной и той же специальности в одном и том же учебном заведении есть все три формы. Очно-заочная форма вообще встречается довольно редко. Кроме того, для некоторых профессий заочная и очно-заочная формы обучения вообще недоступны.

Отличаются эти три формы между собой интенсивностью занятий в расписании и сроками обучения — на заочной и очно-заочной формах они длиннее, чем на очной.

Фото: monkeybusinessimages / iStock

Очная форма предполагает, что студенты посещают занятия каждый день согласно расписанию, кроме выходных и праздников. Они изучают учебный материал вместе с педагогами и мастерами производственного обучения (так называют тех, кто ведёт практические занятия, обучая профессиональным навыкам), иногда получают домашние задания и сдают сессию два раза в год. Такая форма предоставляет юношам право на отсрочку от службы в армии, если образовательная программа имеет государственную аккредитацию и если юноша не воспользовался своей отсрочкой ранее во время другого обучения (она предоставляется один раз).

Заочная форма означает, что студенты в основном занимаются самостоятельно дома по предоставленным им учебным материалам. Сразу после поступления им проводят установочную короткую сессию, во время которой они встречаются с педагогами, узнают, какие дисциплины будут сдавать через несколько месяцев, получают задания и рекомендации по их выполнению. В дальнейшем студенты посещают колледж только во время сессий: они бывают дважды в год, длятся около месяца. В расписании сессий бывает несколько пар по каждому учебному предмету, на которых педагог помогает разобраться со сложностями, проверяет уровень выполнения контрольных работ, а затем принимает зачёт или экзамен. Некоторые контрольные работы необходимо присылать преподавателям в определённые сроки между сессиями.

Очно-заочная форма (её неформально называют иногда вечерней) означает, что студенты регулярно посещают занятия в колледже, но, в отличие от очной формы, у них бывает меньше пар в течение недели, и ставят их, как правило, на вторую половину дня или в выходные, потому что предполагается, что студенты на очно-заочном совмещают учёбу с работой. По той же причине у «очно-заочников» в учебном плане выделяется больше часов для самостоятельной учёбы и меньше — для занятий с преподавателями. Но так же, как и при других формах, есть экзамены и зачёты в дни сессий.

Колледжи нового типа, которые работают полностью онлайн, применяют дистанционный формат. Его не надо путать с формами обучения (очной, очно-заочной и заочной). По закону «Об образовании в РФ» это вообще не какая-то особая форма, а просто применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. А форма при этом может быть любой: бывает очная форма с дистанционным форматом, но может быть очно-заочная или заочная форма с дистанционным форматом.

Большинство учебных заведений применяют дистанционный формат лишь частично — для отдельных предметов или для отдельных видов занятий (например, всю неделю студенты ездят в колледж, а один учебный день у них проходит онлайн). Но некоторые полностью работают на дистанционном формате — как, например, Цифровой колледж Skillbox. Законодательством это разрешено (хотя, как и в случае с заочным и очно-заочным форматом, не для всех профессий). Применяют дистанционный формат в основном при обучении цифровым профессиям — например, программированию.

Колледжей, которые обучают полностью дистанционно именно на очной форме обучения, в России пока немного, наиболее известные из них можно найти в этой подборке. Связано это с тем, что для организации полного дистанта учебному заведению необходимо иметь надёжную и удобную электронную систему дистанционного обучения, то есть цифровую платформу с набором специальных функций (а разрабатывать или покупать такую систему дорого). Кроме того, нужно обучить технологиям и методикам онлайн-преподавания педагогический состав, организовать систему обратной связи и проверки знаний так, чтобы она работала не хуже, чем при живом общении преподавателей и студентов, сформировать базу электронных учебных материалов, записать качественные видеолекции. Всё это довольно трудно для большинства традиционных государственных учебных заведений, но проще организовать на базе крупной EdTech-компании.

Например, в Цифровом колледже занятия проходят в системе дистанционного обучения Skillbox, изначально созданной для онлайн-курсов и оснащённой всем необходимым как для теоретического, так и для практического обучения.

«У каждого студента есть личный кабинет на нашей образовательной платформе, где собрано всё необходимое для обучения: расписание, учебные материалы, журнал успеваемости, тесты и домашние задания. Выполненные работы студенты загружают прямо в систему и получают обратную связь от преподавателя — не только в текстовом виде, но и при необходимости в формате видео со скринкастами, где подробно разбираются ошибки и способы их исправления. В программах, связанных с веб-разработкой, мы используем профессиональный сервис, куда студенты могут загружать свой код напрямую, а преподаватель отслеживает каждое внесённое изменение, чтобы дать точные рекомендации по улучшению», — рассказывает Анастасия Долгих, заместитель директора Цифрового колледжа Skillbox.

Для онлайн-занятий в режиме реального времени в Цифровом колледже используют коммуникационную платформу и прочие необходимые сервисы для полноценного онлайн-взаимодействия. А по всем организационным вопросам студентов в Цифровом колледже помогают координаторы, которые постоянно с ними на связи.

При дистанционном обучении, конечно, удобно то, что учиться можно, находясь в любой локации, где есть интернет (необязательно быть в том городе, где расположен колледж), и не нужно каждый день тратить время на дорогу до учебного заведения и обратно.

Как устроен учебный процесс в колледже

В колледжах, как и в школах, и вузах, есть расписание. Но, в отличие от школ, там не уроки, а пары — как в вузах. Одна пара длится 90 минут, то есть два академических часа. Между парами обычно перемены по 10 минут, и в течение дня делают одну длинную перемену на обед — на 20–30 минут. Учебный год разбит на два семестра. В течение каждого семестра изучают 7–10 дисциплин.

В неделю у студентов на очной форме получается 36 академических часов занятий, то есть 18 пар. Чаще всего, в расписании бывает по 3–4 пары в день с понедельника по субботу (в большинстве колледжей по субботам есть занятия). В отличие от школ, в колледжах расписание гораздо более гибкое, в каждом учебном заведении своё. Например, в какой-то день может быть только две пары или в начале учебного года расписание может быть менее интенсивным, чем позднее.

Допустим, может быть так, что в понедельник и вторник группа студентов учится с 08:30 по четыре пары до 16:05, в среду — с 12:25 три пары до 17:50, в четверг — с 16:15 две пары до 19:35 и так далее. Конечно, учебные отделы стараются сделать расписание более единообразным, но студенты должны быть готовы к неоднородному графику (в вузах происходит примерно так же).

В дистанционных колледжах всё то же самое, только сами занятия проходят онлайн. Они бывают двух видов:

  • Синхронные, то есть вебинары в прямом эфире, когда студенты и педагог подключаются к видеоконференции в одно время, общаются, как на обычном занятии, могут задавать друг другу вопросы (так чаще всего проходят семинары и практические занятия).
  • Асинхронные, то есть заранее записанные видеолекции, которые студент может посмотреть в удобное ему время.

Например, в Цифровом колледже Skillbox даже занятия по физкультуре организованы в онлайн-формате. Для этого используют специально адаптированный комплекс упражнений для занятий в домашних условиях. Он размещён на образовательной платформе Skillbox.

Кроме теоретических занятий и домашних заданий, в колледже есть практика. Так, профессия «Графический дизайнер» предполагает освоение четырёх профессиональных модулей. Первый из них («ПМ.01. Разработка технического задания на продукт графического дизайна») обычно изучают уже на первом курсе: это такие дисциплины, как дизайн-проектирование и проектная графика. На этом этапе студенты должны выполнять практические работы: создавать эскизы логотипов, эмблем, работать с их цветовым решением и текстовыми элементами. Далее любой модуль включает в себя учебную и производственную практики.

На учебной практике студенты работают с мастером в лабораториях колледжа: в обычном (не дистанционном) учебном заведении это может быть графическая мастерская или компьютерный класс с необходимым программным обеспечением. Там выполняют проектные задания. Допустим, для будущих дизайнеров это может быть создание макета этикетки для продуктов питания или логотип для бренда.

В онлайн-колледжах практические задания выполняются дистанционно в цифровой среде — на учебной платформе или в специальных приложениях и сервисах, где наставник-преподаватель может следить за ходом выполнения студентами задач и поправлять их.

Получив аттестацию за все дисциплины внутри профессионального учебного модуля и за учебную практику, студент имеет право выйти на производственную практику.

Производственная практика проходит в реальных компаниях и предприятиях вне колледжа. Для будущих программистов это обычно IT-компании или IT-подразделения компаний различных сфер деятельности, для будущих дизайнеров — например, дизайнерские бюро, агентства или отделы дизайна крупных компаний из разных индустрий. Место практики может предложить колледж, а могут искать сами студенты или пройти по месту своей работы, если они уже работают.

В дистанционных колледжах всё организовано так же. Например, в Цифровом колледже производственную практику проводят на реальных задачах и кейсах внутри Skillbox как IT-компании либо в компаниях-партнёрах (например, в VK). Студент также может самостоятельно найти место для практики или пройти её там, где уже работает.

Что представляют собой сессии в колледжах

Каждый учебный семестр в колледже завершается промежуточной аттестацией, то есть сессией — зачётами и экзаменами. Зимнюю сессию чаще сдают в декабре, а летнюю — в июне.

Важно понимать, что некоторые учебные дисциплины длятся в течение всего одного семестра, поэтому и аттестация по ним во время сессии будет окончательной, то есть оценка пойдёт в диплом. А есть дисциплины, длящиеся целый год — два семестра (соответственно, их студенты сдают дважды: в первую сессию — зачёт, во вторую — итоговый экзамен). Некоторые дисциплины длятся два года и дольше — соответственно, сдавать зачёты по ним нужно несколько раз, а в последнем семестре экзамен.

В Цифровом колледже Skillbox система аттестации по профессиональным дисциплинам устроена иначе. Как объясняет Анастасия Долгих, здесь исходят из того, что колледж — это прежде всего практико-ориентированное образование. Поэтому вместо устных зачётов и экзаменов здесь оценивают практические задания. Каждый студент уже в начале семестра видит у себя в личном кабинете на учебной платформе, какие задания по каждой дисциплине ему нужно выполнить, сколько баллов максимально и минимально можно за них получить и к какому общему дедлайну все они должны быть выполнены, чтобы дисциплина считалась «закрытой» без долгов. Выполнение всех заданий на отметку не ниже минимальной и будет считаться зачётом.

В процессе обучения, постепенно сдавая практические работы, студент наглядно видит свой прогресс — сколько процентов заданий у него уже выполнено и сколько остаётся выполнить к дедлайну, чтобы получить зачёт. А в электронном журнале, который тоже встроен в учебную платформу, проценты переводятся в традиционные оценки по пятибалльной системе.

«Мы не устанавливаем отдельные дедлайны для каждого задания, чтобы сохранить гибкость образовательного процесса и позволить студентам осваивать материал в индивидуальном темпе. Онлайн-формат часто выбирают работающие люди или те, у кого меняется нагрузка в течение семестра, — им важно иметь возможность самостоятельно планировать выполнение практических заданий. Мы устанавливаем единый срок сдачи всех работ за семестр. Это помогает поддерживать ритм обучения и обеспечивает контроль качества результатов», — объясняет Анастасия Долгих.

Когда изучение той или иной профессиональной дисциплины завершается, то экзамен по ней тоже проводят в форме практического задания, только более масштабного, чем для зачёта. Нужно выполнить проект. Например, брендинг для какой-нибудь компании (при обучении на направлении «Графический дизайнер») или разработанный и свёрстанный одностраничный сайт (при обучении на направлении «Веб-разработчик»).

«Каждая профессиональная дисциплина заканчивается проектом по задачам, максимально приближенным к реальным рабочим заказам. Каждый такой выполненный проект студент может добавить в личное портфолио, и в результате к выпуску из колледжа у него накапливается 6–8 хороших проектов, которые не стыдно показывать при устройстве на работу», — говорит Анна.

Как организовано обучение после 9-го класса и как — после 11-го

Абитуриентам, которые поступают в колледж на базе 9 классов, на первом курсе предстоит освоить школьную программу за 10–11-й класс (именно поэтому обучение на базе 9 классов длится дольше, чем на базе 11 классов). Правда, это не значит, что все профессиональные дисциплины начинаются только со второго курса. Какие-то из них могут появиться уже на первом курсе, чтобы студенты могли начать знакомиться с будущей профессией.

От школы изучение той же математики, русского, литературы, истории и прочих общеобразовательных предметов отличается, во-первых, тем, что эту программу изучают в сокращённом виде всего за один год. А во-вторых, педагоги не натаскивают на сдачу ЕГЭ, ведь выпускникам системы среднего профессионального образования сдавать его не обязательно.

В Цифровом колледже Skillbox, например, стараются сделать изучение общеобразовательных предметов проще и интереснее. Помимо обычных учебников, на образовательной платформе учебный материал размещают в более сжатом, удобно скомпонованном для изучения формате, чтобы его было легче воспринимать. На синхронных занятиях педагоги преподносят учебный материал не просто в режиме «говорящей головы» на экране, а интерактивно.

«Например, по географии у студентов может быть задание — собрать интерактивную карту России, используя современные цифровые инструменты. Мы используем игровые форматы, чтобы вовлекать в учебный процесс и усиливать интерес к предмету. Но и классические подходы мы не забываем: так, на занятиях по литературе студенты читали вслух свои любимые стихотворения — и этот формат оказался неожиданно востребованным, опровергая мнение о том, что современная молодёжь равнодушна к поэзии», — рассказывает Анастасия Долгих.

Те, кто поступает в колледж, уже имея диплом об окончании 11 классов школы, сразу приступают к общепрофессиональным предметам и освоению профессиональных модулей, в их программе обучения нет общеобразовательных предметов.

Общение и внеучебка: есть ли в колледжах что-то, кроме пар и зачётов?

Студенческая жизнь — это, конечно, не только занятия. В колледжах бывают и студенческие клубы, и различные кружки, принято отмечать праздники и прочие мероприятия: Первое сентября, День СПО, День учителя, Новый год, День студента. Многие учебные заведения устраивают День первокурсника осенью. Организуют и профессиональные праздники в соответствии с профилем обучения: День строителя, День повара, День дошкольного работника и так далее. Нередко для студентов организуют экскурсии на предприятия, показывают реальные рабочие условия.

Может показаться, что в онлайн-колледжах всего это быть не может — просто в силу формата. На самом деле там тоже стараются организовывать внеучебную деятельность. В Цифровом колледже Skillbox, например, есть и чат-болталка для неформального общения, и студенческий совет, и инициатива по организации тех или иных активностей идёт не только от администрации, но и от студсовета.

А активности эти бывают не только в онлайн-формате (что вполне ожидаемо для дистанционного обучения, когда однокурсники живут в совершенно разных локациях), но и в офлайне. К примеру, есть киберспортивная команда (онлайн-формат), и есть офлайн-челлендж по шагомеру Pacer — кто больше нашагает за лето. Бывают квизы, и их проводят как онлайн, так и офлайн — для этого ребята в начале учебного года отмечают на интерактивной карте России, кто где живёт, что позволяет объединиться с сокурсниками в своём городе и увидеться вживую.

Те, кто хочет попробовать в деле и продемонстрировать вовне первые освоенные профессиональные навыки, могут принять участие во внутренних и внешних конкурсах профессионального мастерства. Внутренние конкурсы дают возможность попробовать свои силы в интересных заданиях, а внешние, кроме того, — один из способов заинтересовать потенциальных работодателей, если конкурс организует компания из реальной профессиональной индустрии, и пополнить своё портфолио достижениями. Кураторы Цифрового колледжа отслеживают внешние конкурсы и предлагают студентам принять в них участие.

Бот, которого создал один из студентов Цифрового колледжа Skillbox Павел Камаев, участвуя во внутреннем конкурсе Skillbox на разработку бота на Python. Бот помогает студентам отслеживать контрольные точки в учебных курсах. Страница бота Павла на GitHub
Изображение: Павел Камаев

Словом, колледж — это не только место, где можно получить практическое профессиональное образование (а тем, кто пришёл после 9-го класса — ещё и полное среднее), но и место, благодаря которому можно получить первый опыт для будущей карьеры, пополнить портфолио и завести друзей.


Колледж Skillbox: продолжается приём документов

Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.

Узнать больше



Цифровой колледж Skillbox

Среднее профессиональное образование онлайн
по IT-профессиям.

Продолжается приём документов.

Узнать больше
Цифровой колледж Skillbox →
Востребованные профессии в IT и дизайне. Продолжается приём документов
Бесплатная консультация
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована