Образование
#статьи

Как связаны учебная мотивация, успеваемость и самооценка школьников

Авторы нового метаанализа исследований на эту тему пришли к интересным выводам и дали советы педагогам.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Отношения между учебной мотивацией и успеваемостью интересуют исследователей образования на протяжении десятилетий. Давно доказано, да и всегда казалось очевидным, что уровень мотивации — один из самых значимых факторов учебной успеваемости, помимо интеллекта. Проще говоря, успехи выше у того, кто больше заинтересован в учёбе и прикладывает больше усилий. Но есть и менее очевидная связь.

Как показали более поздние исследования, не только мотивация влияет на учебные результаты («Я стараюсь больше, и поэтому у меня получается хорошо учиться»), но и учебные достижения влияют на мотивацию — они её усиливают («Я стараюсь больше, потому что убедился, что могу хорошо учиться»). То есть связь двусторонняя. Но с ней не всё до конца понятно.

Что вызывает вопросы

Авторы разных метаанализов, в которых обобщались данные сразу нескольких исследований, пришли к разным выводам по вопросу силы связей между мотивацией и учебными успехами. В двух метаанализах (2005 и 2021 годов) обнаружили, что влияние успеваемости на мотивацию в два раза сильнее, чем влияние мотивации на успеваемость. А метаанализ 2011 года показал симметричное воздействие и в одном, и в другом направлении.

Когда темой заинтересовался коллектив исследователей из Амстердамского свободного университета (Нидерланды) и Гентского университета (Бельгия), учёные отметили несколько ограничений этих метаанализов. Во-первых, в них рассматривались исследования с очень разнородными по возрасту выборками, а во-вторых, учитывался только один вид мотивации — проистекающий из уверенности в себе и своих способностях (на языке исследователей это называется академической самооценкой и самоэффективностью). При этом существуют и другие концепции — например, внутренняя и внешняя мотивация. Первая связана с интересом и удовольствием от деятельности, а вторая — с достижением цели и получением вознаграждения.

Эта группа исследователей провела собственный метаанализ, приняв во внимание недостатки работ предшественников. На этот раз сфокусировались на исследованиях среди учеников начальной и средней школы, а также учли разные виды мотивации, как связанные, так и не связанные с уверенностью в себе. Учёные поставили перед собой несколько исследовательских вопросов:

  • Обнаружатся ли взаимосвязи между мотивацией и успеваемостью в исследованиях с участием учеников начальной и средней школы, опубликованных после 2011 года?
  • Есть ли взаимосвязи между успеваемостью и теми видами мотивации, которые не связаны с уверенностью в себе?
  • Различаются ли по силе взаимосвязи между мотивацией и успеваемостью среди учеников из разных возрастных групп?

Результаты опубликованы в 2024 году. Перескажем кратко их суть.

Как провели метаанализ

В начале учёные отобрали англоязычные лонгитюдные (то есть состоящие из двух волн измерений или больше) исследования по теме мотивации и успеваемости, вышедшие в рецензируемых журналах в период с 2011 по 2022 год. Важным критерием было и то, чтобы в исследованиях участвовали типично развивающиеся ученики начальной и средней школы.

После поэтапного отсеивания неподходящих работ, исследователи остановились на 47 публикациях. Результаты этих исследований перенесли в две таблицы — в одной рассматривалось влияние мотивации на успеваемость, в другой — влияние успеваемости на мотивацию. К этим данным добавили несколько параметров, таких как возраст учеников, тип мотивации (который изучался в конкретном исследовании), временной интервал между волнами исследования, учебный предмет, метод измерения мотивации и успеваемости — чтобы проследить различия между подгруппами.

Выполненный анализ привёл авторов к выводам, часть из которых подтвердила результаты других исследователей, а вот другая часть стала неожиданностью.

Какие взаимосвязи обнаружились между мотивацией и успеваемостью

В подтверждение результатов, полученных предшественниками, исследователи из Нидерландов и Бельгии убедились в двунаправленной взаимосвязи между мотивацией и успеваемостью. Как и в метаанализах 2005 и 2021 годов, обнаруженное взаимовлияние оказалось несимметричным: прошлые учебные достижения воздействуют на мотивацию почти в два раза сильнее, чем мотивация — на новые достижения. Иными словами, увеличить мотивацию благодаря достигнутым успехам проще, чем благодаря мотивации достичь новых успехов.

Почему? По словам исследователей, современные теории мотивации предполагают, что она влияет на успеваемость двумя способами — повышая количество или качество действий учащегося. В первом случае это проявляется в виде усилий, которые он прилагает для посещения уроков, выполнения домашних заданий и так далее.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Во втором — в применении учебных стратегий (то есть в различных подходах к организации своей учёбы) и метакогнитивных навыков (это способность анализировать свои мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью — подробнее о них можно прочитать здесь). Проще говоря, благодаря мотивации ученик либо старается больше, либо относится к своей учёбе более продуманно — и то, и другое может приносить результат.

Воздействие успеваемости на мотивацию, как считают учёные, тоже происходит по-разному. Успешный результат может повышать у школьника ощущение собственной компетентности, и это придаёт ценности обучению в его глазах («Я стараюсь больше, потому что убедился, что могу хорошо учиться»). Другой возможный путь — учебные достижения вызывают у ребёнка состояние потока, при котором учебная деятельность становится приятной и увлекательной сама по себе («Я стараюсь больше, потому что мне нравится сам процесс учёбы»).

По словам исследователей, обнаруженная асимметрия в отношениях между успеваемостью и мотивацией показывает: изменить поведение ученика (то есть количество и качество его стараний в обучении) сложнее, чем повысить мотивацию через учебные достижения. Прошлые учебные достижения мотивируют прилагать усилия, но одной лишь мотивации недостаточно, чтобы ученик действительно стал прилагать больше усилий — и, соответственно, достигал более высоких результатов, а не только поддерживал текущие.

Авторы привели в пример любопытное исследование 2023 года с участием близнецов, которое показало, что чем лучше ребёнок читает, тем больше удовольствия он получает от этого процесса. А вот обратной связи от удовольствия к развитию навыков чтения исследователи не обнаружили. Получается, что успешные результаты (например, развитые навыки чтения) подкрепляют мотивацию, связанную с интересом и удовольствием, но сама по себе она не повышает результаты. Поэтому ребёнок, любящий чтение, совсем не обязательно будет делать это лучше сверстников, которые меньше заинтересованы в книгах.

Неожиданным для исследователей оказалось то, что возраст учеников не имеет значения для влияния мотивации на успеваемость. Однако с возрастом ослабевает обратная связь — успеваемости на мотивацию. То есть чем старше становится школьник, тем меньшую роль прошлые успехи играют в его вовлечённости в учёбу.

Как разные виды мотивации влияют на успеваемость

Результаты исследований демонстрируют, что мотивация, связанная с уверенностью в себе и своих способностях, гораздо сильнее влияет на учебные результаты, чем все прочие виды мотивации. Прочие виды, судя по всему, оказывают довольно незначительный эффект на успеваемость, в то время как сами повышаются благодаря хорошей успеваемости — то есть связь здесь не взаимная, а односторонняя.

Исследователи называют несколько возможных объяснений. Во-первых, уверенность в себе в принципе может быть более важной составляющей учебной мотивации, чем внутренний интерес или стремление к вознаграждению.

Во-вторых, причина может быть в методах измерения — уверенность в себе проще и точнее измеряется по самоотчётам учеников, чем другие компоненты мотивации. А ненадёжные измерения могут закономерно повлиять на итоговый результат исследования.

И в-третьих, уверенность в себе может быть не просто мотивационной составляющей, а отражением объективных достижений через самооценку. То есть в результате прошлых учебных успехов школьник высоко оценивает свои способности и результаты: «У меня получилось — значит, я молодец». Эта идея лежит в основе гипотезы улучшения навыков (англ. skill improvement hypothesis) — когда человек развивает навыки, это приводит его к достижению результата, а результат, в свою очередь, повышает его самооценку.

Однако, по словам исследователей, эта гипотеза не объясняет, почему самооценка предсказывает будущие достижения (если ребёнок верит в то, что он справится, он, скорее всего, действительно справится). Авторы метаанализа предполагают, что уверенность ученика в своих способностях может быть связана с улучшением навыков, которое пока не отражается в результатах тестов или школьных оценках. То есть ученик уже чувствует, что у него получается, но на отметках это пока не сказалось. И если позднее эти развитые навыки приведут к объективным учебным успехам, то должна проявиться связь между текущей уверенностью в себе и будущей успеваемостью. Однако нельзя назвать эту связь однозначной, потому что на учебные результаты могут влиять как уверенность ученика в своих силах, так и его навыки непосредственно.

Советы педагогам

Результаты метаанализа говорят о том, что для повышения успеваемости важно как воздействовать на самооценку ученика, повышая его веру в свои способности, так и помогать ему осваивать учебный материал и развивать его учебные навыки. Напомним, что на развитие веры в свои способности направлена теория мышления роста. Есть исследования, которые показывают: развитие у школьников веры в свои силы действительно повышает их успеваемость.

По словам исследователей, если уделять внимание только одному из этих аспектов — либо только развитию учебных навыков и помощи в освоении учебного материала, либо только развитию веры в себя, — то можно добиться лишь кратковременного эффекта.

Кроме того, есть данные, что развитие одних лишь учебных навыков без повышения уверенности в себе способно даже подорвать учебную самооценку. А если сфокусироваться на обратном направлении, это может привести к тому, что ученик будет не способен корректно оценить свои навыки и то количество усилий, которое ему потребуется для решения учебной задачи. Оба эти варианта могут повредить успеваемости.

Авторы метаанализа рекомендуют педагогам начать с помощи ученикам в освоении материала и улучшении учебных навыков — то есть сначала привести их благодаря этому к объективным учебным достижениям. Затем очень важно поспособствовать тому, чтобы ребята связали эти достижения со своей самооценкой (поверили в свои силы) — благодаря этому самооценка будет строиться на реальных результатах. А уже эта самооценка повысит их мотивацию, что в итоге приведёт к повышению успеваемости.

По мнению исследователей, в долгосрочной перспективе это гораздо эффективнее, чем давать положительную обратную связь только лишь для того, чтобы ученики почувствовали себя увереннее.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована