Как спроектировать онлайн-курс на основе дизайн-мышления
Схема работы над продуктом через дизайн-мышление полезна не только UX/UI-дизайнерам, но и методистам в EdTech.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
На фестивале Global Design Thinking, организованном Центром дизайн-мышления, руководитель направления «Дошкольное и начальное образование» в онлайн-школе «Фоксфорд» Анастасия Кузнецова рассказала о том, как применять дизайн-мышление в создании курсов. Речь шла об образовательных продуктах для малышей, однако этот метод легко перекладывается и для разработки взрослого обучения. В своём выступлении и комментариях для Skillbox Media Анастасия рассказала:
- что такое дизайн-мышление и зачем оно тем, кто проектирует образование;
- из каких этапов состоит дизайн-мышление и как по ним создавать курс;
- как дизайн-мышление превратить не только в инструмент разработки, но и в контент для курса.
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление — метод и процесс решения задач, который позволяет понять пользователя продукта (в том числе образовательного), выделить его ключевую «боль» (главную проблему и потребность) и подобрать нестандартное или просто полезное решение, чтобы, выражаясь языком маркетологов и UX-дизайнеров, «закрыть эту боль».
Основано дизайн-мышление на трёх принципах:
- эмпатии, то есть умении сопереживать другим и понимать их чувства;
- способности взглянуть на проблему в целом и в деталях;
- готовности пробовать и ошибаться.
«Для нас дизайн-мышление — это, прежде всего, создание нестандартных проектов для решения конкретных проблем пользователей. А ещё дизайн-мышление позволяет нам их постоянно совершенствовать, это очень важно в нашем постоянно меняющемся мире», — объясняет Анастасия Кузнецова.
Зачем нужно дизайн-мышление в образовании
Эксперт выделяет несколько преимуществ разработки онлайн-курсов на основе дизайн-мышления:
- это помогает разработчикам хорошо ориентироваться в требованиях и желаниях целевой аудитории, быстро принимать решения;
- способствует улучшению и актуализации продуктов за счёт прототипирования;
- позволяет постоянно создавать и запускать новые курсы, поскольку в процессе генерации идей для одного продукта появляется много хороших задумок и для других продуктов.
Как разрабатывать курс на основе дизайн-мышления
Процесс дизайн-мышления состоит из шести этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование. Когда последний этап закончен, процесс начинается заново. Что-то знакомое, правда? Да-да, во многом это похоже на другие модели проектирования — например, SAM или ALD.
Разберём, что подразумевает каждый этап в дизайн-мышлении.
Эмпатия
Как эмпатия может быть этапом? Эмпатия в дизайн-мышлении — это стадия изучения потребностей и интересов пользователя, выявление его дефицитов в сфере образования, объясняет Анастасия. Проще говоря, это знакомое всем опытным методистам исследование аудитории перед разработкой курса (опросы, интервью, фокус-группы), но детальное и глубокое.
Особое внимание в процессе уделяют не интересам, а именно «болям» потенциального слушателя, поскольку цель — создать продукт, который действительно отзовётся на проблему пользователей здесь и сейчас.
«Чтобы создать продукт, нужно очень хорошо понимать, что на самом деле волнует пользователя, какие у него ограничения и сложности. Например, в разработке детских курсов важно учитывать и комфортное время обучения, и финансовые вопросы родителей, и то, что вызывает эмоциональный отклик у детей», — говорит Анастасия.
Фокусировка
На этапе фокусировки разработчики анализируют полученные на первом шаге данные и выделяют главную «боль», которую будет «закрывать» будущий курс. При этом важно выбрать именно одну проблему, а не множество.
«Если мы будем распыляться, то есть опасность сделать продукт ни о чём и обо всём сразу. Он не подойдёт ни одним, ни другим, потому что мы хотели решить сразу несколько проблем», — объясняет спикер.
Основная «боль», скорее всего, будет самой заметной и выделяться среди общей массы.
Однако и на детали всё равно тоже важно обращать внимание, подчёркивает эксперт, поскольку потребности могут быть комплексными.
В пример Анастасия приводит тренажёр на отработку навыков умножения, который вместе с командой «Фоксфорда» разрабатывает по методу дизайн-мышления: «С одной стороны, основная „боль“ понятна — родителям хочется, чтобы дети без их помощи сами отрабатывали навыки. Но некоторые детали могут быть завуалированы, например „ребёнка трудно заставить учить таблицу умножения“. Вроде бы не основная потребность, но становится понятно, что надо ещё и мотивационный аспект добавить, иначе не получится вовлечь ребёнка в процесс самостоятельной учёбы».
Генерация идей
Когда «боль» выявлена, начинается этап генерации идей, то есть поиск решения проблемы в формате мозгового штурма. Вот как описывает его Анастасия: «Мы собираем команду методистов по каждому предмету, даём вводные данные, а дальше команда накидывает варианты. Мы их записываем, потом можем дополнять уже после встречи — когда каждый обдумал идеи детальнее. Затем голосованием мы выбираем две-три идеи».
К слову, участвуют в процессе не только методисты, но ещё продюсеры, проджект-менеджеры и другие специалисты. Финальные идеи ещё раз сверяют с целями, чтобы не уйти от той, которую ставили изначально. Проверяют их и на соответствие другим факторам — бизнес-целям, возможностям платформы, ресурсам и так далее.
Прототипирование и тестирование
На этапе прототипирования методисты создают небольшую часть контента будущего курса, чтобы показать потенциальным пользователям. Выбирают обычно то, что может вызвать наибольший отклик у аудитории. Затем такой «кусочек» продукта публикуют и дают бесплатно попробовать аудитории — так начинается этап тестирования. Выглядеть это может как мини-курс или тренажёр. Иными словами, фактически делается MVP — Minimum Viable Product.
В том же кейсе «Фоксфорда» с тренажёром по навыкам умножения первое тестирование показало точки роста для курса. «Мы собрали обратную связь и увидели, что пользователям недостаточно просто порешать примеры и закрепить навык. Им хотелось видеть курс более игровым, мотивирующим — с историей, визуальными эффектами», — рассказывает Анастасия.
После тестирования команда возвращается к генерации идей с учётом полученной обратной связи от пользователей — и дорабатывает продукт.
Как ещё можно использовать дизайн-мышление в обучении
В «Фоксфорде» дизайн-мышление используют не только для проектирования курсов, но даже на занятиях с учениками, рассказала Анастасия. Формат попробовали с теми, кто учился на онлайн-курсе «Эмоциональный интеллект». В какой-то степени этот формат стал аналогом проектно-ориентированного обучения.
На первом этапе преподаватель предложил ребятам обсудить, с какими проблемами они сталкиваются в планировании своего времени. В синхронном формате такие обсуждения проходили в чате, где дети предлагали свои варианты и идеи, а преподаватель зачитывал их. С помощью голосования ученики выбрали ключевую проблему, а затем вместе начали генерировать идеи, как с ней справиться.
Поскольку в ходе вебинара с детьми организовать такой процесс не так-то просто, генерация идей стала домашним заданием — дети на общей виртуальной доске клеили стикеры со своими предложениями. Выбирали идею тоже с помощью голосования.
В результате дети создавали собственные небольшие планеры (конечно, не объёмные тетради, а отдельные странички), показывали их в том же виртуальном пространстве и получали обратную связь от других участников группы. Затем планеры дорабатывали и снова презентовали.
Схожие, но более сложные задания могут подойти и взрослым. Ведь практика показывает, что навыки дизайн-мышления полезны для любого возраста и помогут развить необходимые сегодня креативность, эмпатию и здоровый подход к критике.