Как создать крутую программу в вузе: «Хотите туда попасть — идите к нам учиться»
Мнение директора по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекс» и реакция критиков.
Фото: Sean De Burca / Getty Images
На образовательной конференции Open Education, которую организовал Университет ИТМО 21 мая 2022 года, Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта в «Яндекс», поделился мнением о том, как создать в любом университете действительно современную образовательную программу, которая станет популярной у абитуриентов. Но с этой идеей согласились не все участники дискуссии.
В чём идея Александра Крайнова
«У меня есть суперпростой рецепт для университета, — сказал Александр Крайнов. — Опрашивайте каких-нибудь победителей Всеросов и ребят с золотой медалью, куда они хотят попасть работать, в какие компании.
Берёте такие три компании, спрашиваете каждую из них: «А что вам нужно, чтобы нанять человека, что он должен знать?»
Получив представление о знаниях и навыках, нужно предложить компании совместно растить таких специалистов, которые ей и нужны, — открыть базовую кафедру, совместные курсы, считает Крайнов:
«Приходите к абитуриентам и говорите: „Смотрите, у нас базовая кафедра, обучение по такой программе, которая нужна этой организации. Мы готовим специально для этих компаний: вы же туда хотели — идите к нам“».
Такая программа, по идее спикера, привлечёт людей — настолько, что они, в том числе, будут готовы на ней учиться платно. Популярность программы позволит установить такую цену на платное обучение, что оно принесёт университету прибыль, и вуз получит возможность нанимать лучших преподавателей.
«От этого вас ещё больше любят, ещё больше [к вам] идут, вы коммерчески успешны, всё хорошо, вы готовите классные кадры для лучших компаний. Все „всеросы“ идут к вам, у вас максимальный конкурс», — подытожил эффект представитель «Яндекса». По его словам, некоторые вузы это уже поняли и действуют по такой модели.
Как возразили оппоненты
Игорь Реморенко, ректор МГПУ, отметил, что такая модель, по его мнению, не сработает массово, потому что только тысячная часть поступающих в вузы абитуриентов имеет сформированную мотивацию и знает, чем хочет заниматься и в какой компании работать.
Александр Крайнов с этим аргументом согласился, но заметил, что в отношении остальной — большей — части студентов за мотивацию отвечают их родители, а значит, им и можно адресовать подобный посыл.
«Это ещё хуже, когда родители вместо них выбирают», — парировал Игорь Реморенко.
С ректором МГПУ согласился Александр Сафонов, старший вице-президент по развитию «Сколтеха», назвав описанную модель слишком «линейной и чудесной» — в жизни, на его взгляд, такого не бывает.
Александр Крайнов в ответ привёл в пример ФКН — факультет компьютерных наук Департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ.
Александр Сафонов на это ответил, что ФКН — это, конечно, чудесный опыт, но в IT‑сфере хотя бы есть те высокотехнологичные компании, у которых действительно можно спросить, какие специалисты им нужны. А как быть с другими направлениями, которые на российском рынке только-только развиваются?
«Здорово, когда „Яндекс“ точно знает, чему учить сегодня, завтра и послезавтра, через четыре-шесть лет, когда студент придёт, а „Яндекс“ точно знает… <…> Ну нет, так не бывает, ребята, надо же смотреть вперёд. А компаний, работающих в области фотоники, много в стране? Как IPG Photonics. У кого спрашивать будем ещё? Спросили, работаем. А много ли компаний работают в области современной инженерии? Примерно ноль. Что, не будем воспроизводить, не будем готовить ребят? То есть таким линейным подходом можно воспроизводить уже работающую экономику, но нельзя создать новую», — резюмировал он.
Александр Крайнов согласился с тем, что в рейтингах желаемых работодателей, конечно, доминируют IT-компании, однако там есть не только они, но и представители других индустрий. «Нужно к ним идти и спрашивать: „Что вам нужно?“ — а потом рекламировать — хотите туда попасть, идите к нам учиться. Тем самым вы не сделаете стопроцентной, но повысите вероятность попадания туда, — настаивал он. — А что касается знания на пять лет [вперёд], то программу обучения можно ровно так же пересматривать хоть каждый год. И нужно даже».
Александр Павлычев, сооснователь компании Kinescope, поставил точку в споре, заметив, что в целом речь идёт о сближении вузов с реальным сектором, системообразующими компаниями, и этот тренд — точно не повод для спора, а обязательная компонента.