Как современные подходы в образовании ставят студента в центр процесса обучения
Вообще-то так учили студентов ещё Аристотель, Платон и Сократ. А теперь это отлично работает в digital-образовании.
Создание курса — это гораздо более сложный процесс, чем просто сборка контента, его структурирование и размещение на платформе. Если говорить о настоящем проектировании курса, то мы, методисты, становимся архитекторами, создаём проект нашего «здания», чтобы оно было одновременно функциональным, визуально привлекательным и удобным для людей. В этой статье я расскажу про один из аспектов того, как быть талантливым архитектором курса — благодаря своим ученикам.
Как менялась роль учащегося
Педагогика развивалась вместе с социумом: от консервативного подхода мы пришли к гибкому подходу. Онлайн-образование заставило педагогов стать ещё гибче: подстраиваться под распорядок дня, возраст, цели, возможности каждого ученика в условиях жёсткой конкуренции в сфере digital-образования. Исторически можно выделить три подхода к обучению, в которых ученику отводятся разные роли и значения.
1. Ученик — это объект
История образования начиналась с такого подхода. Он и сейчас отлично работает в консервативном обществе со строгой иерархией. Традиционная педагогика отводит учащемуся роль объекта, которому старшее поколение передаёт жизненный опыт.
Признаки этой модели: ученик слушает учителя, знания из одной головы «перекладываются» в другую. Субъект в этой классификации — учитель, у него есть все полномочия, знания, педагогическая цель, он воспитывает объект. Объект — ученик, тот, на кого направлена педагогическая и воспитательная активность субъекта.
Звучит очень несовременно, хотя из такого подхода появились полезные для своих задач формы обучения — наставничество, лекционный формат, инструктажи и тому подобное. Но, конечно, использовать только такой подход в обучении, особенно онлайн, неэффективно.
Взрослый ученик предпочитает общение на равных даже в обучении, а современный ребёнок может быстро заскучать. Такой директивный подход в обучении помогает, когда нужно передать экспертные знания в неизменном виде, научить строгому алгоритму, но для полноценного развития навыков этого будет недостаточно.
2. Ученик — это субъект
К такому подходу учителя пришли постепенно. Его признаки: роль педагога всё ещё главная — это он ведёт ученика «за руку» к цели, которую сам же ученику и ставит. Эта парадигма тоже директивная, но уже не настолько, насколько подход «ученик — объект». Она более демократичная, субъект обучения уже имеет какие-то права, и его стремления, желания учитываются учителем. Из этого подхода появились активные формы обучения, такие как тренинги, деловые игры, проектное обучение.
В этом подходе более заметна роль учащегося, а преподаватель становится помощником, организатором, ведущим образовательного процесса, тренером навыков, фасилитатором.
3. Ученик — это центр обучения
Парадигма learner-centered learning (в переводе с англ. — ученикоцентричное обучение) говорит нам о новом отношении к ученику. Он перестаёт рассматриваться только внутри образовательной программы как студент, клиент, потребитель. Он становится заказчиком и инициатором этого обучения. Ученик решает всё: где учиться, когда, зачем и чему. Учитель — только помощник, его цель — сделать ученика максимально самостоятельным в получении знаний, условно говоря, «дать удочку, а не рыбу». Педагог в такой модели помогает строить персональную траекторию для учащегося, обеспечивает ему ресурсы для непрерывного обучения и моделирует среду для развития, чтобы даже после окончания курса тот продолжал получать знания и применять их самостоятельно.
В этом подходе перед преподавателем встаёт вызов — учесть в образовательном пути ученика не только программу обучения, но и его окружающую среду. Например, надо помочь настроить режим обучения, развить рефлексию, наблюдательность, чтобы ученик получал нужные знания, навыки не только на уроке, но и вне заданного образовательного пространства, в жизни.
При проектировании обучения я рекомендую сочетать полезные практики из каждого подхода в зависимости от задачи. В начале статьи я сравнила методиста с архитектором, который при создании проекта учитывает разные аспекты — функциональность, эстетику, долговечность здания и ещё множество других факторов. Так и в случае с проектированием курса методист должен учитывать то, какая перед обучением стоит задача, кто будет учиться, как сделать образовательный опыт удобным и эффективным.
Какие подходы к образованию помогают ученикоцентричному обучению
Общество, государство и наука развиваются, формируются новые взгляды и на развитие человека, появляются новые подходы. Ниже перечислены некоторые понятия и концепции, которые лежат в основе современного образования и сосредоточены как раз на образовательном опыте ученика.
Хьютагогика (эвтагогика)
Этот термин ввели Стюарт Хассе и Крис Киньон в 2000 году как концепцию настоящего самостоятельного обучения, в продолжение к андрагогике — общей концепции обучения взрослых. Суть хьютагогики в том, что взрослый человек самостоятельно учится всему в разных форматах — в кружках, на курсах, лекциях, хакатонах, в живом общении с теми, кто может чему-то научить, и посредством погружения в среду, в которой хочется узнавать новое. Образование таким образом строится не вокруг предмета или преподавателя, а вокруг человека, который учится. Если педагогика — это наука о воспитании и образовании детей и подростков, андрагогика — наука об образовании взрослых, то хьютагогика рассматривается как наука о самообразовании. Подробнее о ней можно прочитать здесь.
Концепция ученикоцентричного обучения, кстати, совсем не новая. Например, Платоновская академия в 380-х годах до н. э. была устроена именно таким образом: ученики Платона вели диалоги, споры, а Платон как учитель модерировал этот процесс, ему помогали также более опытные ученики. В Древней Греции этот подход был очень распространён: Аристотель и Сократ также много дискутировали с учениками, когда преподавали в Ликее, ведь в споре часто рождается истина.
Хьютагогика тесно связана с принципом lifelong learning (обучение в течение всей жизни) и с другими современными подходами, о которых речь пойдёт дальше.
Как использовать в проектировании образовательного продукта
Если вы создаёте обучение для взрослых людей и через свою программу не только передаёте знания и тренируете навыки, но и помогаете студентам учиться самостоятельно, осознать свою стратегию развития, то подходы хьютагогики помогут вам сделать обучение эффективнее.
Целеориентированный подход
Концепция целеориентированного обучения (от англ. goal-oriented learning) продиктована цифровой эпохой, где обладание информацией менее ценно, чем способность ориентироваться в предмете, фильтровать информационный поток и фокус на результате. Образование становится всё больше направлено на развитие навыков, а не передачу знаний «в стол». Сейчас очень много курсов, ориентированных на трудоустройство, например, в Skillbox есть программы даже с гарантией трудоустройства.
Это актуально не только для взрослых. Детям также нужна практикоориентированность: например, они учатся ради поступления в вуз (то есть тоже ради будущей работы).
Студенты в качестве результата от современного обучения ждут не только знаний и навыков, но и готового портфолио. Педагог или методист при проектировании курса должен учитывать то, каким образом человек сможет применить знания на практике. Конечно, есть курсы, цель которых — просто расширить кругозор, узнать больше про историю, культуру. Но даже в таком формате можно закладывать практическое применение: как история соотносится с реальностью, помогает ли прошлое анализировать настоящее, в какой контекст это явление встроено сейчас и так далее.
Как использовать в проектировании образовательного продукта
Проектирование образовательной программы от результата — один из самых распространённых подходов к тому, чтобы сделать обучение эффективным. Когда мы понимаем, что студент должен делать после обучения, нам проще создать такой образовательный опыт, чтобы он этого достиг. Кроме того, целеориентированное обучение предполагает работу с личными целями учащегося — например, через практику постановки целей в начале курса, планирование времени на учёбу, возврат к целям в конце обучения и включение в курс работы над своим проектом.
Самонаправленное обучение
Автор концепции самонаправленного обучения (на английском — Self-directed learning) — Джеральд Гроу, профессор журналистики, преподаватель и автор книг по обучению. Суть его поэтапной модели самонаправленного обучения (на английском — Staged Self-Directed Learning Model или просто SSDL-model) в том, что ученик движется в процессе обучения от «зависимости» к «самонаправленности». То есть это постепенный процесс, который начинается с первой стадии, когда ученик зависит от учителя: у него пока мало знаний и ожиданий от предмета, не сформулированы цели обучения. Постепенно, шаг за шагом, ученик становится «самонаправленным», и теперь он — полноценный соавтор курса. Это четвёртая стадия в таблице ниже.
Вот перевод таблицы, которая показывает все четыре этапа перехода:
Как использовать в проектировании образовательного продукта
По моему опыту, модель SSDL помогает в онлайн-образовании найти ответ на один из важных вопросов: «Как сделать так, чтобы участники курса проходили его до конца?» Я считаю, что проектирование курса по четырём стадиям модели Гроу хорошо справляется с этой задачей. Чем дальше студент вовлекается в обучение, тем больше полномочий «сотворца» курса он берёт на себя, и тем выше вероятность того, что он не бросит учёбу на полпути и дойдёт до конца. Так как роль студента меняется, должна меняться и роль преподавателя, ведущего образовательного процесса. Поэтому при проектировании обучения нужно продумывать не только, что делает ученик, но и как меняется задача учителя.