Образование
#новости

Как сформировать основы научного мышления ещё до школы? Предложены четыре базовых принципа

Они пригодятся всем, кто работает с дошкольниками и учениками первого–второго классов.

Опытный педагог в сфере дошкольного и начального обучения из США Синди Хойзингтон, которая занимается ещё и образовательными исследованиями, опубликовала статью с подробными рекомендациями для коллег в журнале Science and Children. Она рассказала, как в самом раннем возрасте — до восьми лет — знакомить детей с научными концепциями так, чтобы это было им интересно и запоминалось.

Синди Хойзингтон напомнила, что раннее обучение детей, как известно, создаёт основу для всего последующего образования, и естественно-научные предметы — не исключение. Однако очевидно, что заучивание фактов в дошкольном возрасте бессмысленно. Поэтому автор предлагает педагогам использовать игровые формы и при этом учитывать четыре принципа изучения естественных наук в школе:

  • В основе физической и других естественных наук лежат «большие идеи» — вроде того, что разные предметы состоят из материалов с разными свойствами, а объекты могут менять своё положение под действием приложенных к ним сил. Все ученики должны освоить такие сквозные концепции за время обучения в школе.
  • Качественное изучение естественных наук предполагает, что ученики используют исследовательские и инженерные практики.
  • Ключевая цель изучения естественных наук в школе — развить у детей научное мышление, то есть способность опираться в решениях на доказательства и факты.
  • Чтобы привлекать школьников к изучению наук и формировать у них положительное отношение к соответствующим дисциплинам, требуется связывать содержание обучения с их повседневным опытом и внеучебными интересами.

Как применить эти принципы к дошкольному образованию? Как Синди Хойзингтон объяснила в комментарии изданию K-12 Dive, нужно обращать их внимание на повседневные явления, которые взрослым уже не кажутся интересными, и предлагать детям небольшие игровые эксперименты на их основе.

Например, можно соревноваться в том, шарики из какого материала дальше всего скатываются по наклонной плоскости и как на это влияет угол наклона, мастерить простые флюгеры из материи, а ещё наблюдать за размером и направлением теней, дождевыми червями и насекомыми. Все эти действия не требуют от педагога никакой дополнительной подготовки в естественных науках, но пробуждают у детей любопытство. И такие занятия только помогают развивать навыки, на формирование которых в остальном направлено дошкольное обучение, — сюда относится, например, умение взаимодействовать со сверстниками и говорить о своих идеях.

Автор отмечает, что такие простые игровые задания напрямую связаны с формированием научного мышления. Обычно дошкольники объясняют для себя результаты таких мини-экспериментов с помощью целого набора фантазий. Так, они могут считать, что какой-то шарик катится дальше остальных, потому что он особенного цвета или с изображением Супермена. В игре учитель может побудить детей к тому, чтобы проверить как эти несерьёзные предположения, так и более реалистичные, и тем самым познакомить их с культурой эксперимента (а не просто предложить им верное объяснение на словах).

Ранее стало известно о ещё одном факторе, который влияет на успехи школьников в STEM-дисциплинах. Оказалось, что на лучшую готовность детей к учёбе и последующую успеваемость позитивно повлияла эмоциональная поддержка, которую они получали от взрослых в дошкольном возрасте, — проще говоря, то, насколько тепло воспитатели относились к детям. Без достаточного объёма такой поддержки даже интенсивная когнитивная составляющая дошкольного обучения — поощрение интереса ребёнка к новому — не помогала подготовиться к школе.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована