Как сделать так, чтобы после очередного экзамена студенты начали учиться лучше
Можно попробовать приём, который его авторы называют «обёрткой».
Фото: Monkey Business Images / Shutterstock
Преподаватели знают, что существуют эффективные и неэффективные учебные стратегии, но вот студенты об этом обычно даже не задумываются, ведь в школе их никто не учил тому, «как правильно учиться». Но если просто рассказывать студентам про эффективные учебные стратегии запоминания нового материала, это мало кого мотивирует начать применять их (мы уже рассказывали об этом подробнее).
Чтобы студентов к этому всё-таки подтолкнуть, можно использовать такой повод, как не слишком удачно сданный экзамен. Момент, когда они узнают свой результат, может стать стартовой точкой для анализа собственных учебных стратегий и привести к мысли: может, причина моего не очень хорошего результата в том, что я как-то не так готовился (готовилась)?
Превратить экзамен в такую стартовую точку можно с помощью техники под названием «обёртка».
Что представляет собой техника «обёртка»
Использовать «обёртки» (англ. wrapper) в контексте экзаменов впервые предложила профессор кафедры психологии Университета Карнеги — Меллона Марша Ловетт, описав эту технику в статье 2013 года Make Exams Worth More Than the Grade («Сделайте экзамены более ценными, чем отметка») для сборника «Использование рефлексии и метакогниций с целью улучшить обучение студентов» (Using Reflection and Metacognition to Improve Student Learning).
В её концепции «обёртка» представляет собой опросник, который преподаватель раздаёт студентам вместе с результатами экзамена, предлагая им письменно ответить на вопросы из трёх категорий:
- «Как я готовился к экзамену?» — сколько времени студент уделил подготовке, какие учебные стратегии применял. Среди них может быть, например, перечитывание, самообъяснение или объяснение другому, практика извлечения (то есть самостоятельное припоминание изученного), групповая работа и так далее.
- «Какие ошибки я совершил?» — в каких именно составляющих экзамена возникли сложности (скажем, в понимании ключевых концепций, во владении терминологией, в навыках решения задач).
- «Как мне лучше подготовиться к следующему экзамену?» — что студент готов предпринять, чтобы учесть пробелы в подготовке к прошедшему экзамену и в будущем справиться лучше. Может быть, просто выделить больше времени на изучение материала или попробовать иную учебную стратегию вместо перечитывания конспектов. Также в этой части стоит спросить студентов, какой академической поддержки им не хватает.
Работа с «обёрткой» обычно занимает не больше десяти минут и проходит прямо в аудитории, но, как пишет Марша Ловетт, такое задание можно превратить в домашнее задание или перенести в дистанционный формат (например, сделать онлайн-опрос). В любом случае преподавателю важно собрать результаты, чтобы проанализировать их и получить инсайты о том, как и сколько учатся студенты. Но главное — эти вопросы подталкивают студентов к размышлениям о своей учёбе, то есть к метакогнициям.
Когда наступает время подготовки к следующему экзамену, заполненные «обёртки» возвращают студентам, предлагая перечитать свои ответы и ответить на дополнительные вопросы — чему, по их мнению, стоит уделить особое внимание при подготовке и как именно они планируют готовиться к новому экзамену, учитывая написанное ранее. Если студентов в группе не очень много, то, по словам Ловетт, можно организовать обсуждение: какие учебные стратегии они считают эффективными и готовы порекомендовать одногруппникам.
Как сделать эту практику ещё эффективнее
«Обёртки» в стандартном виде фиксируют, какие стратегии обучения известны студенту и какие он применяет сам. Но эта техника не обязательно стимулирует применять лучшие из них — может быть, обычное перечитывание студенту кажется менее трудозатратным вариантом, или он действует по принципу «Буду учиться как всегда, раньше же работало», или он просто не знает преимуществ других подходов к учёбе.
Поэтому исследовательницы Майя Собель и Линден Хиггинс из Вермонтского университета (США) решили пойти дальше и провести эксперимент: они усовершенствовали «обёртки», добавив в них полезную информацию о том, как эффективно учиться, и оценили результаты. Об этом рассказала когнитивный психолог и автор образовательного блога The Learning Scientists Синди Небел.
В эксперименте участвовали первокурсники, проходящие курс биологии, в программе которого есть четыре экзамена. К каждому экзамену Собель и Хиггинс подготовили «обёртки»:
- После первого экзамена на курсе студентов спросили, как они готовились, какие учебные стратегии использовали.
- Вторая «обёртка» тоже содержала эти вопросы, а кроме них — ссылку на статью в блоге «Учащиеся учёные» (The Learning Scientists) о том, как связаны практика извлечения с уровнем стресса и учебными результатами. Студентам предложили прочесть материал и объяснить, что изображает диаграмма в статье. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы привлечь их внимание к практике извлечения, которая хорошо помогает запоминать новый материал.
- В «обёртку» по результатам третьего экзамена добавили подкаст об исследовании, которое доказало, что и ученики средней школы, и вузовские студенты добиваются лучших результатов, применяя практику извлечения вместо обычного перечитывания. Прослушав подкаст, учащиеся прошли небольшой тест, составленный на его основе.
- И наконец, после четвёртого экзамена студенты снова ответили, какие учебные стратегии они применяли для подготовки.
Сравнив ответы студентов после первого и четвёртого экзаменов, исследовательницы обнаружили, что те стали чаще применять практику извлечения.
Более того, возникли неожиданные «побочные эффекты». Хотя дополнительные материалы, которые студентам предложили изучить в «обёртке», фокусировались только на практике извлечения, студенты начали в целом активнее применять и другие полезные учебные стратегии для глубокого понимания и запоминания информации.
Например, они составляли саммари прочитанных материалов, визуализировали изученные данные, готовились к экзамену совместно с одногруппниками, объясняя друг другу сложные части.
Как заметила Синди Небел, информационные «обёртки» вместе с результатами экзаменов сработали стратегически: студенты узнали об эффективных способах учиться в тот самый момент, когда убедились, что стратегии, которые они применяли до сих пор, работают не так уж хорошо. И это мотивировало их попробовать что-то новое, чтобы улучшить свои результаты.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Методы метапознания: как научить учиться детей и взрослых
- 11 ингредиентов вовлечённости в обучение: рецепт Аризонского университета
- Как организовать учебный процесс, чтобы вовлечь студентов в обучение
- 5 ключевых выводов о развитии самостоятельности в обучении
- Как поддержка со стороны педагогов, семьи и сверстников влияет на учебные успехи