Образование
#статьи

Как самооценка и взаимная оценка в классе влияют на успеваемость

Недавний метаанализ множества исследований показал, насколько полезно ученикам рефлексировать о своих успехах и оценивать результаты друг друга.

Фото: izusek / Getty Images

Как учить эффективнее — вечный вопрос, на который пытаются ответить учёные, педагоги и методисты. И один из важных его аспектов — оценка результатов обучения. Как сказываются на академической успеваемости методы самооценки и взаимной оценки учениками друг друга? Этому вопросу международная группа исследователей из Китая, Испании и Бельгии посвятила метаанализ, опубликованный в 2022 году. Рассказываем, что удалось выяснить учёным.

Что такое самооценка и взаимная оценка

Хоть и кажется, что термины интуитивно понятны, давайте разберёмся, как их определяют учёные. В общей сложности есть более 20 разных категорий самооценки (на англ. — self-assessment), поскольку этот приём может очень по-разному применяться в разных образовательных контекстах. Эти категории варьируются от простого выставления оценки собственной работе до более сложных методов, когда учащиеся запрашивают и анализируют обратную связь, оценивают свои результаты по конкретным критериям, которые им даёт учитель, определяют свои сильные и слабые стороны.

Поэтому в одном из более ранних исследований самооценки приведено такое определение: самооценка — это целый набор приёмов и техник, с помощью которых ученик может самостоятельно оценить качество своего учебного процесса и его результатов.

Примерно то же справедливо и для взаимной оценки (на англ. — peer-assessment). Она может исчерпываться выставлением оценки однокласснику или одногруппнику, а может включать в себя развёрнутый фидбэк с определением достоинств и недостатков его работы.

Авторы метаанализа, ссылаясь на другие исследования, приводят общепринятое мнение, что у самооценки и взаимной оценки большой потенциал для того, чтобы улучшить успеваемость учеников. В первую очередь это касается формирующей обратной связи, но и обычное выставление оценок себе и другим может принести пользу ученикам.

Чем именно могут быть полезны самооценка и взаимная оценка

Самооценка и взаимная оценка требуют от учащихся активной роли в образовательном процессе. Им необходимо рефлексировать не только о самом учебном материале, но и о том, какие бывают критерии оценки, как определить качество своей или чужой работы.

Самооценка подразумевает, что ученики сравнивают свои текущие результаты с желаемыми, ставят для себя учебные цели и определяют, какие шаги помогут их достичь. Всё это — составляющие саморегулируемого обучения, то есть способности самостоятельно контролировать свой учебный процесс. А взаимная оценка к тому же позволяет учиться саморегуляции друг у друга, наблюдая, как сверстники оценивают чужие работы, получая и давая обратную связь. Проще говоря, самооценка и взаимная оценка прививают основы саморегулируемого обучения.

К преимуществам самооценки и взаимной оценки исследователи относят и их влияние на учебную мотивацию. Активная роль и рефлексия в образовательном процессе помогают ученикам удовлетворять потребности в автономии и самоэффективности. А это, в свою очередь, важно для развития внутренней мотивации к обучению — согласно теории самодетерминации Деси и Райана.

У приёмов самооценки и взаимной оценки есть и чисто прагматический аспект. Когда единственный источник обратной связи — учитель, весь процесс оценки замыкается на нём. И если в классе или группе очень много учеников или кто-то из них требует повышенного внимания учителя, тому трудно регулярно давать качественную обратную связь каждому. В такой ситуации самооценка и взаимная оценка могут немного восполнить этот дефицит.

Какие вопросы изучали в метаанализе исследователи

Как отмечают сами авторы метаанализа, исследований того, как самооценка и взаимная оценка влияют на академическую успеваемость, существует немало. А вот систематических метаанализов за последние десять лет по этой теме проводили совсем немного. К тому же они, как правило, фокусируются на узком контексте применения самооценки и взаимной оценки. Например, одни посвящены этим практикам в системе школ, а другие — только их использованию в высшем образовании. Также в крайне малом числе работ исследуется одновременное применение и самооценки, и взаимной оценки — хотя на практике они нередко сочетаются.

Авторы метаанализа 2022 года постарались учесть ограничения предыдущих работ и поставили перед собой три исследовательских вопроса:

  • Как самооценка, взаимная оценка и применение этих техник совместно влияют на академическую успеваемость?
  • Различается ли влияние самооценки и взаимной оценки на успеваемость?
  • Как различаются эффекты самооценки и взаимной оценки в зависимости от того, как и в каком контексте они применяются?

Среди полутора тысяч публикаций по теме исследователи выбрали 175 подходящих научных работ в общей сложности с участием более 19 тысяч учеников.

Какую ещё пользу самооценки и взаимной оценки удалось выяснить

Проанализировав данные, исследователи подтвердили — самооценка и взаимная оценка в классе действительно повышают успеваемость. И оба приёма по отдельности, и их комбинация оказывают статистически значимый положительный эффект на результаты обучения. При этом авторы метаанализа обнаружили некоторые нюансы касательно способов применения этих инструментов.

  • По словам исследователей, самооценка и взаимная оценка часто используются вместе — ожидается, что таким образом обе практики будут усиливать влияние друг друга. Однако результаты метаанализа этого не подтвердили — их сочетание улучшает успеваемость не так заметно, как применение какого-то одного из этих инструментов. Исследователи предполагают, что комбинация разных методов оценки, особенно в сочетании со сложным учебным материалом, повышает когнитивную нагрузку учащихся. А это, в свою очередь, скорее затрудняет обучение.
  • Но при этом исследователи обнаружили, что чем старше ученики, тем больше пользы они получают от сочетания самооценки и взаимной оценки. Авторы метаанализа опять же связывают это с величиной когнитивной нагрузки — более взрослые ученики способны оперировать большим объёмом информации, чем младшие. Словом, вывод простой: для детей помладше лучше использовать что-то одно — самооценку либо взаимную оценку, а для учеников постарше их можно совмещать.
  • Учёные не нашли статистически значимой разницы во влиянии самооценки и взаимной оценки на успеваемость. Это говорит о том, что оба метода можно успешно использовать при обучении. При выборе того или иного варианта стоит опираться на возраст учеников, их предыдущий образовательный опыт и образовательные цели. Авторы метаанализа отмечают, что самооценка направлена в основном «внутрь» и требует достаточно высокого уровня самоосознания ученика. А вот взаимная оценка больше сфокусирована на межличностном взаимодействии — общении учеников друг с другом. Поэтому оба метода могут больше или меньше подходить отдельным школам, классам и конкретным учащимся. Об этом важно помнить.
  • Использование онлайн-технологий может усилить эффект от взаимной оценки, но не от самооценки. И более ранние исследования (например, работа учёных из Тайваня) предполагали, что онлайн-технологии облегчают применение взаимной оценки, так как упрощают логистику: с помощью онлайн-инструментов можно записывать сами оценки, делать заметки, фиксировать ход рассуждений, отмечать сильные и слабые стороны работы.

Рекомендации по применению самооценки и взаимной оценки на практике

Авторы метаанализа пришли к выводу, что самооценка и взаимная оценка побуждают учеников брать на себя активную роль в обучении, помогают им развивать навыки рефлексии, ставить учебные цели и отслеживать прогресс. Всё это действительно улучшает учебные результаты. Исследователи рекомендуют регулярно применять эти методы оценки в учебном процессе (если это возможно, даже включить в образовательную программу), чтобы получить заметный эффект.

Фото: SeventyFour / Shutterstock

Однако, несмотря на общее положительное влияние, тот же метаанализ обнаружил, что около 20% зафиксированных применений самооценки и взаимной оценки оказали негативный эффект на учебные результаты. Поэтому исследователи предлагают уделять особое внимание тому, насколько подготовлены учителя и ученики к использованию этих инструментов, насколько ученикам доступна необходимая поддержка. И особенно важно это учитывать, внедряя комбинацию из самооценки и взаимной оценки, — чтобы снизить когнитивную нагрузку учащихся.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована