Как развить креативность и что для этого можно сделать в системе образования
Существуют ли доказанные эффективные методы и какие условия способствуют креативности — в интервью со специалистом по психологии творчества.


Иллюстрация: Rabie Madaci / Paige Cody / Centre for Ageing Better / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Сергей Коровкин
Доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества в Институте психологии РАН, профессор Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова.
Из этого интервью вы узнаете:
- что психологи называют креативностью и как её измеряют;
- почему креативность сильно зависит от окружающей среды и какая образовательная среда ей помогает, какая мешает;
- можно ли развивать креативность целенаправленно у взрослого человека или это утопия;
- какие приёмы помогают «включить» креативность при решении сложной задачи.
Что в психологии называется креативностью
— На рынке труда и в образовании много говорят о важности креативности и востребованности этого навыка. А что такое креативность с точки зрения науки?
— Это один из компонентов интеллекта, общей способности человека к решению задач и адаптации к окружающей среде. Креативность — способность находить для задач новые, нестандартные решения. Она позволяет видеть новые интерпретации текущей ситуации, отказываться от шаблонов и экспериментировать.
— В чём именно проявляется креативность и как психологи её измеряют?
— Классический вариант — тест на альтернативное использование предметов. Например, нужно придумать как можно больше необычных способов использования простого предмета, такого, как канцелярская скрепка или консервная банка. Есть похожие рисуночные тесты, в основном на дорисовывание фигур: на листе бумаги изображена какая-нибудь галочка или точка, и нужно создать рисунок на её основе. Если человек дорисует галочку до птички, это будет не очень креативный ответ, потому что он часто встречается. А вот если он рисует хлопушку, или букет цветов, или что-то ещё нестандартное, креативность оценивается выше.
Результаты таких тестов интерпретируют по нескольким шкалам, учитывая такие характеристики креативности:
- Оригинальность — насколько ответы не похожи на решения остальных.
- Беглость — как много ответов человек выдаёт быстро.
- Разработанность — насколько продуманы и детализированы предлагаемые идеи.
- Настойчивость — насколько кропотливо человек может выдавать какие-то ответы в рамках одной темы.
- Гибкость — насколько легко человек может переключаться между разными темами в ответах.
Например, если нужно назвать способы использовать кирпич, то варианты «построить дом», «сложить печку», «построить забор», хотя и разные, относятся к одной теме. То есть в них видна недостаточная гибкость.
В каких условиях проявляется креативность
— А можно ли вообще научить креативности, целенаправленно развивать её — или это скорее врождённое качество?
— Несомненно, в какой-то степени креативность заложена природой, она совершенно точно есть у всех людей и у многих видов животных. Это объяснимо даже с биологической точки зрения: ведь исходно интеллект нужен, чтобы приспосабливаться к окружающей среде. Конечно, для типичных задач мы вырабатываем стандартные способы решения, но даже в такой типичной для живой природы ситуации, как охота, нужно умение действовать нестандартно, менять свой план в зависимости от условий.
— Если от природы креативность есть у всех, то почему одни люди проявляют её в большей, а другие в меньшей степени?
— Индивидуальные различия в креативности могут быть связаны как с познавательными способностями, так и с особенностями личности. Склонность к креативности выше у людей, более открытых новому опыту, гибких, любопытных, самостоятельных. Важная черта — толерантность к риску и к противоречиям. Креативные люди даже могут специально искать противоречия — когнитивный диссонанс им иногда доставляет удовольствие. Ещё одна любопытная черта, связанная с креативностью, — то, что в английском называется playfulness (игривость, склонность к игре).

— А обязательно ли должен быть накоплен багаж знаний, опыт в какой-то сфере, чтобы быть в ней креативным?
— С одной стороны, есть исследования, которые показывают, что опыт — враг креативности. Любой опыт — набор шаблонов и стереотипов, и если задача требует свежего взгляда, решить её будет трудно. С другой — существуют также данные о том, что креативные идеи в привычной области приходят, когда вы решаете задачу в нетипичном физиологическом состоянии — например, если вы сова, то рано утром, и наоборот. В такие моменты не весь опыт задействуется, легче отбросить какие-то шаблоны.
— Но какие-то знания, вероятно, необходимы? Люди без опыта в сфере могут просто изобретать велосипед, считая, что придумали что-то оригинальное.
— Действительно, у этой медали две стороны. Есть недавнее исследование — анализ достижений нобелевских лауреатов. Оказалось, что их можно разделить на две группы: тех, кто сделал свои открытия в совсем молодом возрасте, лет до 30, и тех, кто получил награду за исследования, сделанные в возрасте за 40. И содержательно их работы различаются.
Более молодые делают в основном концептуальные открытия — им удалось по-новому «переувидеть» то, что другие не замечали. Их достижения строятся на том, что они со свежим взглядом пришли в тему и увидели пробелы или то, что можно по-другому представить. А более поздние открытия связаны с проведением новых экспериментов, для разработки которых требовалось вначале освоить багаж знаний в области. И по всей видимости, это просто разные способы реализации креативности.
— Как на проявления креативности влияют внешние обстоятельства, среда?
— Креативность как психологическая способность — по сути, возможность. Будет она реализована или нет, зависит от многих факторов. Дело в том, что она часто предполагает нарушение стереотипов, а стереотипы связаны с социальными нормами, игнорировать которые иногда опасно.
Допустим, в школе ученика учат определённым образом решать задачи, и если он будет нарушать правила и искать новые способы, то лишённый чувства иронии учитель может поставить двойку. В таком случае ученик предпочтёт поберечь креативность для ситуаций, где проявлять её безопасно.
Или кто-то хочет проявить креативность в своём внешнем виде, выглядеть необычно, не как все. Но на улице в каком-нибудь рабочем районе к нему сразу появятся отнюдь не дружелюбные вопросы. То есть проявлять или нет креативность — зависит не только от этой способности, а от чувства безопасности. Отсутствие безопасной среды — первое, что может заблокировать креативность.

— А если человек знает, что за креативность его не накажут, но и не поощрят — то есть решение, которое потребовало фантазии, оценят не выше, чем обычное, это блокирует креативность?
— Тут стоит учесть особенности креативных личностей. Креативная личность — это не просто человек с высоким уровнем креативности, для неё важен ещё длинный список личностных особенностей, одна из которых заключается в том, что креативным людям не так уж важно чужое мнение, чужая похвала. Главное, чтобы самому хотелось креативить, быть увлечённым своим делом. Наказания могут отбить желание, но если такому человеку не мешают проявить себя, то ему не так важно, ценят его или нет.
Как научить креативности
— Получается, можно научить проявлять врождённую креативность, предоставляя для этого безопасную среду, например в школе?
— Есть формы образования, которые повышают склонность к игре и креативность, есть те, которые понижают. Классическое школьное образование скорее снижает склонность к экспериментированию, но, с другой стороны, позволяет усвоить много сжатой информации, что может быть тоже полезно.
Обратная сторона того, что всё изучается в ходе игры, в том, что ребёнок изучает только то, что ему интересно. Но такой подход, пожалуй, хорошо работает с детьми, у которых действительно есть внутреннее любопытство и субъективный интерес к познанию. У остальных могут возникать пробелы в образовании.
Поэтому здесь нужен компромисс между двумя жанрами — может быть, чередовать, может, как-то комбинировать их. В образовании работает, мне кажется, личный пример и социальный фактор. Если есть хороший преподаватель, который интересен как личность и демонстрирует мотивацию, открытость новому, готовность к игре, то это как раз служит примером того, что можно учиться и так. То есть не всё, наверное, сводится к системе образования, на личностях тоже многое держится.
— Можно ли развивать креативность целенаправленно в детстве или у взрослого человека?
— Да, можно, есть ряд научных публикаций по эффективности различных техник и приёмов. И хотя обычно считается, что дети более гибки и лучше обучаются, для взрослых тоже есть довольно много методик. И у них есть некоторая доказанная эффективность.
Кто учится лучше в данном случае, взрослые или дети, это сложный вопрос. В целом дети лучше и быстрее осваивают новое. Но если говорить о креативности как о способе решения задач в конкретной области — изобретательских, «Что? Где? Когда?», математических, — очевидно, что некоторые методики детям будут непонятны, потому что с рядом задач они ещё не сталкивались. То есть в каких-то специфических областях сначала нужно набраться опыта, прежде чем осваивать креативные приёмы.

Идея такая, что есть общая креативность как способность гибко переключаться между стратегиями, находить отдалённые ассоциации, замечать противоречия и так далее. И эту общую способность можно развивать и у детей, и у взрослых, причём у детей с большим успехом. А когда нужно научить креативно работать с конкретным типом задач — это скорее уже про взрослых, которые сталкиваются с такими задачами.
— А может ли обучение ТРИЗ или ЧГК повлиять на развитие креативности как общей способности?
— Вопрос дискуссионный. С одной стороны, если человека тренировать по любой из таких методик, то по всем шкалам измерения креативности его результаты улучшатся. С другой стороны, нельзя оценить, за счёт чего это происходит. Непонятно — человек действительно стал более креативным (то есть ему автоматически приходят более креативные ответы) или научился применять методики для этого, то есть произвольно переключать себя с привычного метода решения задач на новые? Но результат, который мы видим и можем измерить, одинаковый в обоих этих случаях — люди действительно демонстрируют более высокую креативность.
— Кажется, это хорошая новость для взрослых, которые хотят сменить профессию и боятся заняться, скажем, дизайном, потому что до сих пор в жизни не проявляли особой креативности. Получается, её можно натренировать?
— Да, но стоит различать креативность как способность мыслить нестандартно и находить новые способы решения задач и креативные профессии. В том же дизайне или в иллюстрации помимо того, что необходимо нестандартно мыслить, неплохо бы уметь рисовать и хорошо различать цвета. В любой профессии есть такие базовые способности, нужные на входе, а креативность — то, что может стать преимуществом.

Читайте также:
Какие методы развития креативности наиболее эффективны
— Насколько продолжительным и интенсивным должно быть обучение, которое поможет натренировать креативность? Можно ли, скажем, добавить в вузе отдельную дисциплину по развитию креативного мышления, чтобы, условно, часа в неделю было достаточно?
— Конкретных исследовательских данных на этот счёт нет. Но из вышедшего в 2023 году метаанализа исследований по эффективности методов развития креативности у взрослых известно, что продолжительность обучения не очень важна. Авторы этого метаанализа выделяют три различные группы методов обучения по его продолжительности:
- Первая группа — разовое изучение какой-нибудь техники, например, мозгового штурма или «шести шляп».
- Вторая — прохождение краткого курса, посвящённого развитию креативности разными методами.
- Третья группа — продолжительный курс по развитию креативности, на несколько недель.
И эффективность у трёх видов оказалась плюс-минус одинаковая. Правда, в метаанализе не было оценки того, насколько устойчиво было воздействие на креативность, долго ли оно сохранялось.
— А как вам представляется, будут ли эффективны, например, для студентов вузов разовые мастер-классы по отдельным техникам? Или полезнее какие-то регулярные вмешательства в рамках разных учебных предметов — например, если по каждой дисциплине преподаватели пару раз в семестр предлагают задания на развитие креативности?
— Второй вариант может быть эффективнее. Но как и с любыми другими педагогическими воздействиями, главное — не переборщить и не отбить желание. И повторю: от личности преподавателей тоже многое зависит.
В целом я думаю, что воздействие дольше сохраняют более продолжительные курсы, но это вопрос открытый.
С разовыми тренингами проблема может быть в том, что если метод креативного решения задач достаточно простой, понять его можно и правда с одного раза. Но просто знать его недостаточно, будет студент применять его в своей практике или нет — зависит от него самого, от его мотивации и от автоматизации навыка.
Поэтому вплетение этих методов в разные курсы может быть полезно уже потому, что помогает соответствующие навыки автоматизировать.
— Получается, что само знание методов и техник ничего не даст, если нет повода его применять? Например, если человек учится или работает в среде, где одобряют только шаблонные решения.
— С одной стороны, да — само по себе знание техник креативного решения задач на креативность никак не влияет, если его не применять. С другой, в условиях ограничений, как мы знаем из истории, культура иногда расцветает: в самые сложные времена люди начинают писать хорошие книги и сочинять прекрасную музыку.

Я предполагаю, что это связано ещё с одним свойством человека — нон-конформизмом, желанием выразить себя и не шагать со всеми строем. И такое может, мне кажется, проявляться и в школе — у конформного ученика в условиях жёсткого контроля задатки креативности будут подавлены, а нон-конформист найдёт отдушину как раз в креативности.
— Раз взрослых людей тоже можно научить быть креативными, значит, это не проблема, если в детстве и юности таких возможностей не было?
— Можно провести аналогию с вниманием произвольным и непроизвольным. Непроизвольно мы обращаем внимание на всё яркое, неожиданное, красивое, новое, для этого не нужны усилия.
И если есть непроизвольная креативность, то тоже без дополнительных усилий человек — скорее ребёнок — готов что-то придумывать, фантазировать, фонтанировать идеями. Но креативность может быть и произвольной, и ей можно научиться. Тут нужно следовать внутренней дисциплине, быть рефлексивным — вовремя заметить, что вы в тупике, что выбранный способ не помогает решить задачу, и нужно применить подходящий метод поиска креативного решения или приём для активизации креативности.
— А что это за приёмы?
— Их выделяют как методы развития креативности наряду с педагогическими воздействиями. То есть можно заранее освоить способ креативного решения задач и применять его, а можно в моменте, когда человек уже решает задачу и понял, что зашёл в тупик, применить такой метод активизации или фасилитации креативности.
Мы с коллегами в прошлом году опубликовали обзор всех таких методов, которые встречаются в исследованиях. В метаанализе, который я ранее упоминал, они тоже рассматриваются. Например, у медитации, как показал метаанализ, почти такая же эффективность, как у длительных курсов по развитию креативности. А у стимуляции креативности с помощью каких-либо химических препаратов — одна из самых низких.
— А какие из таких методов активизации креативности наиболее действенны?
— Нужно учитывать, что это не техники с гарантированным успехом. Исследования показывают, что творческие идеи чуть чаще приходят при соблюдении таких условий, но поможет ли это в решении конкретной задачи конкретному человеку, неизвестно. Нередко исследователи рекомендуют:
- Отдохнуть или переключиться на другую не очень сложную (но и не слишком простую) деятельность. Возможно, при этом происходит бессознательный процесс решения задачи, или же отдых просто позволяет восполнить истощённые ресурсы.
- Задействовать техники управления вниманием или медитацию — или максимально сконцентрировавшись на своих мыслях и состоянии, или, напротив, отпустив мысли блуждать свободно.
- Подключить эмоции — могут быть полезны как и положительные, так и негативные. Можно повысить настроение с помощью юмора или, наоборот, разозлиться.
- Переместиться в новый контекст. Смена обстановки позволяет находить решение, потому что обычная среда предполагает применение обычных способов.
- Подвигаться. Физическая активность, как и подключение эмоций, даёт энергию, но не столь эффективна.
- Смоделировать задачу с помощью подручных средств, ручки и бумаги и так далее. Но иногда реальные предметы могут обладать совершенно ненужными свойствами и наоборот загоняют в тупик сильнее.