Образование EdTech
#Руководства

Как провести исследование для практико-ориентированного курса, спроектированного по 4C/ID

Разбираемся, как начать работать с одной из самых сложных моделей проектирования курсов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В проектировании курсов по обучению профессиям всё чаще полагаются на проблемно-ориентированный подход. Он позволяет построить программу так, чтобы студенты приобретали знания на практике и сталкивались с рабочими процессами уже во время обучения. Одним из набирающих популярность фреймворков в этом подходе стала модель 4C/ID — благодаря ей учащиеся могут получить комплексное представление об изучаемом предмете (в частности, об осваиваемой профессии) через аутентичные задачи.

Эта модель довольно сложная и трудоёмкая в разработке, однако мы в Skillbox убедились, что даже на этапе исследования (с него начинается реализация этой модели) она имеет преимущества: даёт больше полезных инсайтов и опорных точек для проектирования по сравнению с обычным анализом целевой аудитории. Именно этот этап мы и предлагаем разобрать с фреймворком, который используем для курсов 3.0, с подробными примерами.

Коротко о самой модели 4С/ID

Напомним, что модель 4С/ID состоит из четырёх компонентов:

  • Учебные задачи — основа модели. Задачи должны быть максимально приближенными к тем, которые студент будет решать в своей реальной работе. Для создания курса мы выбираем сначала ключевую задачу (наиболее сложную, которую можем создать в учебных условиях), а затем характерные для деятельности специалиста. Задачи поменьше ранжируют от простых к сложным или группируют по определённому принципу.
  • Сопровождающая информация — теоретический материал, который помогает студенту решить задачу.
  • Своевременная информация — практические материалы, которые позволяют справляться с небольшими задачами здесь и сейчас. Например, алгоритмы, чек-листы, шаблоны.
  • Частичная практика — упражнения, которые позволяют довести навыки до автоматизма.

По этим четырём составляющим понятно, что проектирование обучения по модели 4С/ID строится от задач, похожих на реальные, адаптированных под учебную среду. Начинается проектирование по 4C/ID, как и по любой другой модели, с исследования.

Как проводится исследование по модели 4С/ID

Главная особенность исследования в том, как мы анализируем деятельность будущего специалиста, оцениваем и сортируем получившиеся результаты.

Исследование задач по 4C/ID поможет:

  • составить карту навыков;
  • построить примерную карту курса;
  • расписать результаты каждого этапа обучения;
  • определить критерии, по которым будут оцениваться студенческие работы.

В Skillbox для этого этапа мы используем фреймворк, построенный на работах автора модели 4С/ID, профессора обучения и преподавания из Университета Маастрихта Йеруна ван Мариенбора и российской исследовательницы мотивации студентов в Университете Маастрихта, эксперта модели и алгоритма проектирования программ 4C/ID Дарьи Илишкиной. Их разработки мы адаптировали, чтобы создать нелинейные курсы-профессии формата 3.0 — такие, которые могут проходить и новички, и люди с опытом. Однако этот фреймворк подойдёт и для исследования в других практико-ориентированных курсах.

Фото: insta_photos / Shutterstock

Фреймворк исследования включает несколько шагов:

  • определение характеристик студента, роли и результатов деятельности специалиста;
  • сбор аутентичных задач;
  • исследование задач (поиск запускающих условий, анализ контекста, моделирование учебной среды, решение задачи и работа над ней).

Поговорим о каждом этапе подробно.

Этап 1


Определение типов студентов и роли специалиста

Первый этап исследования — анализ целевой аудитории и роли специалиста, которого мы должны выпустить по итогам обучения. В ходе анализа целевой аудитории важно выяснить:

  • опыт, с которым люди приходят на курс;
  • цели, которые они себе при этом ставят;
  • скорость, с которой они хотели бы проходить обучение;
  • предварительные знания по теме курса (чтобы выяснить, с какими сложностями они столкнутся на старте);
  • пол, возраст и регион проживания.

В модели 4С/ID все эти пункты позволяют учитывать разный уровень и способности студентов и не строить весь курс по одному шаблону: кому-то будет трудно и потребуется поддержка наставника, чтобы справиться с нагрузкой, а кому-то нужны будут задачи повышенной сложности.

Кроме того, первые четыре пункта (то есть опыт, цели, скорость и предварительные знания) помогают сфокусировать наше исследование и усилия. Для тех студентов, которые хотят получить новые знания, чтобы развить свой маленький бизнес, и для тех, кто планирует начать новую карьеру в большой корпорации, задачи и подходы будут различаться — значит, и проекты мы будем выбирать для них разные, и программу разрабатывать тоже по-разному.

Собрав эту информацию, мы сможем составить несколько портретов целевой аудитории, то есть основных типов студентов, которые придут на курс. Эти портреты учитывают при разработке предварительных заданий, проектирования плавного входа в программу, персонализации обучения. Кроме того, такие портреты существенно упростят жизнь проверяющим преподавателям и даже отделу продаж.

При этом важно уделить внимание не только прошлому опыту студентов, но и тому, каким может быть их будущее. Каким будет уровень специалиста-выпускника и до какого уровня мы сможем довести его в обучении без практики в реальной среде? Какой запрос на кадровом рынке он сможет удовлетворить, каким вакансиям соответствовать? Ответы на эти вопросы позволят понять, может ли человек решать комплексные задачи в профессии и можем ли мы дать ему нужные для этого знания и навыки.

Что касается анализа роли специалиста, то давайте разберём его на примере онлайн-курса для event-менеджеров. Информацию о роли мы собираем, исходя из запроса целевой аудитории и анализа вакансий, представленных на рынке. Источниками здесь могут быть:

  • описание вакансий на крупных онлайн-платформах по поиску работы;
  • описания вакансий в телеграм-каналах, посвящённых профессии;
  • задания на биржах фриланса (здесь можно найти самые простые, базовые задачи).

Каким будет уровень выпускника в сфере организации мероприятий и праздников? Вырастить миддла с нуля мы не сможем: для этого потребуется очень много практики на мероприятиях. Значит, остаётся только уровень новичка-стажёра.

Следующий вопрос — каким вакансиям будет такой специалист соответствовать? По анализу вакансий можно понять, что ждут от такого менеджера на начальных этапах карьеры: разработки коммерческих предложений, составления смет для клиентов, взаимодействия с подрядчиками при поддержке руководителя и умения самостоятельно составить небольшие программы для мероприятий меньше 100 человек. От этой информации уже можно отталкиваться: понять, какие функции выпускник будет выполнять на работе и как мы можем помочь ему сделать первые шаги в профессии. И к новому этапу у нас уже соберётся банк задач, с которым мы будем работать.

Этап 2


Сбор аутентичных задач

Следующий шаг в исследовании: не только понять, какие задачи выполняет специалист, но и какие из них будут аутентичными — то есть наиболее характерными для деятельности специалиста и по которым мы можем эту деятельность оценить.

Критерии аутентичной задачи

Аутентичная задача соответствует ряду критериев:

  • отвечает запросу реального мира (в контексте обучения профессии — профессиональным запросам) и соответствует задачам специалиста;
  • требует применения и вариативности использования разных знаний и навыков, анализа, выбора инструментов (иными словами, такая задача — комплексная);
  • междисциплинарный характер, то есть для выполнения задачи нужны знания в нескольких предметных областях;
  • у неё нет одного верного решения, или его нельзя полностью описать.

Определить аутентичную задачу помогут такие вопросы:

  • Что будет ключевой целью специалиста, какую ценность он создаёт?
  • Какую проблему клиента специалист решает?
  • Какая задача характеризует его деятельность?
  • По каким результатам клиенты или компания принимают решение о найме этого специалиста?

Собирать задачи нужно по ходу исследований. Конечно, у методистов нередко возникают сложности с тем, чтобы выделить из огромного массива задач аутентичные. Чтобы упростить эту работу, мы в Skillbox ввели понятие артефакта.

Артефакт — видимый результат работы, качество которого мы можем оценить. Представьте, что вы ищете дизайнера интерьеров. Вероятно, в первую очередь вы оцените проекты в его портфолио, они-то и есть артефакты. Конечно, для разных профессий он будет различаться: если у веб-дизайнера видимым результатом будет сайт, то у event-менеджера это будет презентация-кейс по проведённому мероприятию.

Артефакты бывают первого и второго порядка:

  • Артефакт первого порядка это финальный результат какой-то работы (например, тот же кейс в портфолио, который может оценить клиент). Подобных артефактов в курсе может быть несколько, а может быть один. По ним преподаватели, работодатели и клиенты могут оценить навыки и квалификацию специалиста.
  • Артефакт второго порядка — результат решения одного из этапов крупной задачи, иными словами, промежуточный.

Вернёмся к примеру с дизайнером интерьера, представьте, что мы разрабатываем курс по этой профессии. Артефактом первого порядка будет полностью сформированный готовый проект дизайна квартиры под запрос клиента. Артефактом второго порядка — мудборд, который специалист презентует в качестве исходного варианта. По такой презентации принимать решение потенциальный заказчик не будет — она просто не позволит оценить квалификацию и опыт дизайнера.

При этом важно помнить, что результаты рутинных процессов — письмо подрядчику, звонок или встреча с клиентом — не будут артефактами. Почему? Такие задачи — не аутентичные, а обычные, процессные.

Давайте разберём, как сбор аутентичных задач будет выглядеть на практике с подробным примером про event-менеджера. Поиск задач мы начинаем с вопроса, какая цель у event-менеджера. Это специалист, который занимается подготовкой мероприятий — от небольших праздников до крупных корпоративов.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Полезен он тем, что снимает с клиента часть задач по организации конкретного мероприятия, а в идеале полностью его сопровождает: прорабатывает концепцию, программу, смету, райдер, выбирает площадку, общается с подрядчиками, готовит нужные материалы и координирует работу.

Решение о найме как профильные компании, так и частные клиенты принимают по портфолио проведённых ивентов — лучше с фотографиями и видео. Однако на предыдущем этапе мы уже поняли, что не сможем создать опыт именно с живым событием, поэтому концентрируемся на более доступной части — разработке подробного, финального плана мероприятия, в котором учтены все пожелания клиента, бюджет, оформление, подрядчики и так далее.

Такой детальный план будет артефактом первого порядка — по результату потенциальные работодатели смогут увидеть, хорошо ли человек понимает внутреннюю кухню работы в event-сфере, обладает ли нужным им вкусом и видением, тщательно ли готовит проект. Это станет хорошей демонстрацией способностей выпускника и уровня его навыков, чтобы он мог претендовать на стартовую позицию в индустрии. Артефактом второго порядка для event-менеджера может быть, например, первая концепция мероприятия на основе анализа брифа, конкурентов, референсов.

Этап 3


Исследование аутентичных задач

Когда банк аутентичных задач собран, нужно изучить их свойства — мы ранжируем задачи по степени сложности и объединяем в классы. В модели 4C/ID классы — это накопители задач с похожими алгоритмами и правилами решения, то есть их группировка по сложности, теме или навыку. Классы задач помогают сформировать карту курса и карту навыков.

Исследование аутентичных задач состоит из четырёх шагов:

Шаг 1. Определение запускающего условия.

Запускающее условие — обстоятельства получения вводной информации для выполнения аутентичной задачи. Проще говоря, то, как человек встречается со своей профессиональной задачей, когда и где получает заказ — на бирже фриланса или от начальника? С кем он коммуницирует на старте и в процессе — с клиентами или сразу с подрядчиками? Что ему будет известно на момент знакомства с задачей, нужны ли ему дополнительные знания, чтобы начать её выполнять — например, специфическое программное обеспечение?

Представьте ситуацию: веб-дизайнер получает заказ на разработку сайта от начальника с подробным описанием, готовыми элементами корпоративного стиля, подробным техзаданием и референсами — это очевидно упрощённая задача. А бывает, что частный клиент просит сделать сайт магазина, но у него нет никаких ясных вводных — ни рубрикатора, ни чётких примеров контента, ни логотипа, а сделать нужно так, «чтобы нам понравилось». Точно так же к event-менеджеру могут прийти клиенты с чётко сформулированными вводными по мероприятию, которое они заказывают (характер, число гостей, продолжительность, лимит бюджета, требования к программе), а могут прийти с туманным запросом или менять вводные на ходу.

На основе запускающих условий мы определяем сложность собранных нами задач и можем подобрать материалы, которые нужно предоставить студенту на старте программы.

Шаг 2. Изучение контекста.

Контекст — факторы, обусловливающие сложность задачи и специфику их выполнения. К контексту относится, например, количество страниц брифа, операций в какой-то программе, необходимых для решения задачи, шагов, требуемых для её завершения. Всё это также позволит получше вникнуть в задачи и также их проранжировать, а ещё — показывает, какая поддержка будет нужна в процессе обучения.

Шаг 3. Моделирование учебной среды.

Мы уже говорили о том, что возможности учебной среды ограничены, так что на этапе исследования важно понять: можем ли мы создать необходимые условия для работы студентов над задачей, предоставить им нужные материалы и проверить результат?

Моделирование учебной среды необходимо для понимания возможностей и ограничений в создании учебных кейсов или предоставлении нужной студентам информации.

Например, у вашей школы есть партнёры, и они могут предоставить реальные или близкие к реальным кейсы для студентов. Однако они вряд ли поделятся с вами реальными бизнес-метриками, нужными для решения задачи или оценки её результата, так как это закрытая корпоративная информация.

Фото: Ahmet Misirligul / Shutterstock

В случае с event-менеджерами ограничение состоит в том, что онлайн-школа не сможет организовать мероприятие под каждого студента, чтобы проявить его навыки в деле.

Шаг 4. Проработка этапов решения комплексной задачи.

Когда ограничения выявлены и наиболее крупная, сложная аутентичная задача провести исследование для практико-ориентированного курса по модели 4C/ID выбрана, её нужно декомпозировать: проработать последовательность действий для её решения, разбить на этапы.

Этапы или действия — это крупные шаги, которые надо сделать, чтобы достигнуть результата. В некоторых сферах этапы выстроены в определённом порядке, а в других это повторяющийся цикл работы над продуктом. Например, этапы могут выглядеть так: анализ брифа, сбор информации, выбор инструментов, поиск решения, применение, оценка, доработка и предоставление результата. В процессе проработки решения комплексной задачи мы выделяем артефакты второго порядка — то есть результаты выполнения того или иного этапа.

За счёт декомпозиции задачи вы получите представление о том, что нужно будет делать студенту, какие знания и навыки ему нужны.

Давайте разберём все эти шаги на примере с курсом для организаторов мероприятий.

Как ранжировать аутентичные задачи: продолжение примера с event-менеджером

Первое, что нужно сделать, — посмотреть на запускающее условие.

В профильных event-агентствах специалист получает заказ от своего руководителя, и заказ уже содержит ряд вводных: что хотят клиенты, где и когда будет мероприятие, какой на это есть бюджет. На фрилансе ситуация иная: специалисты работают либо с собственной базой клиентов, если у них достаточно опыта, либо ищут заказы на профильных ресурсах. С клиентом они связываются в мессенджерах, на платформах, где размещено объявление, или же по телефону. На момент заказа у клиента есть, как правило, общее представление о мероприятии: цель, примерная (или точная) дата, время, место, формат, количество гостей, пожелания по программе.

На основе этой информации понятно, какие вводные понадобятся для наших студентов: нужно определить общую тематику мероприятия, количество участников, место проведения, общие пожелания заказчиков (например, «Главное, чтоб было весело» или «Ключевое для нас — тимбилдинг»). Кроме того, становится ясно, какие дополнительные элементы потребуются: например, материалы о том, как фрилансеру оформить портфолио, на что обращают внимание клиенты при выборе подрядчика.

Следующий пункт — контекст, здесь мы определяем сложность потенциальной работы.

На сложность организации мероприятия могут повлиять в частности:

  • количество участников;
  • формат и длительность мероприятия;
  • локация и особенности площадки;
  • программа и оформление площадки;
  • организация: логистика, использование техники, привлечение дополнительных служб.

Понимая контекст, мы ранжируем задачи, учитывая все перечисленные факторы. Например, наиболее простой может быть организация мероприятий на 50–100 человек: свадьбы, делового завтрака, клиентского дня, митапа. Это не потребует привлечения большого количества подрядчиков, а площадка, скорее всего, будет маленькой и уже подготовленной. Сложнее будет организовать события со 100–500 участниками, вроде корпоративного выезда, открытия магазина, спортивных соревнований — это потребует куда большего объёма работ, планирования и взаимодействий.

Фото: I.K.Media / Shutterstock

А наиболее трудная задача — крупное мероприятие, рассчитанное на тысячу людей. Например, фестиваль с несколькими зонами и сложным сценическим комплексом или крупная деловая конференция.

От контекста переходим к анализу возможностей моделирования учебной среды.

Очевидно, что для описанных задач мы не можем создать реальные условия. Однако, как уже говорилось выше, создать кейс для новичка с разработанным, детальным планом (или коммерческим предложением) вполне достаточно.

В результате формируется наиболее крупная аутентичная задача и артефакт первого порядка — подробная презентация с концепцией мероприятия на 1000 человек, включая программу, предложения по оформлению, технический райдер, смету. Критериями качества такой презентации могут выступать, например, реалистичность, ясность и полнота, детализация, верность и подробность расчётов.

Внимательный читатель тут же поинтересуется: почему же мы берём в задачу мероприятие на тысячу человек, если новичку на первых порах не дадут организацию сложнее мини-корпоратива? Дело всё в том, что на примере именно такой крупной задачи мы сможем показать студентам, как планируются большие события, какие процессы происходят «за кулисами», с какими подводными камнями он может столкнуться в работе. Человек, понимающий, как работает организация таких больших событий, конечно, справится и с задачками поменьше. То есть сложная задача тут не помеха и не ошибка, она просто даёт представление об индустрии и специальности лучше, чем задачки попроще.

При этом моделирование учебной среды помогает понять, что ещё можно предложить студентам в качестве дополнительных полезных материалов: стратегии общения с подрядчиками, чек-листы для работы на площадке, теорию по координации процесса и тайм-менеджменту.

Последний шаг — разработка этапов решения задачи.

Теперь, когда у нас есть ключевая аутентичная задача, мы можем разработать шаги для её решения. Такими этапами может быть: получение и проработка брифа, исследование, планирование, детализация или реализация плана, презентация и её доработка по обратной связи. Результатом этих этапов будут артефакты второго порядка: например, предварительная концепция с вариантами оформления зала и направлениями программы, примерной сметой.

Эти артефакты мы раскладываем на действия, которые надо предпринять студентам. Например, на этапе исследования — проанализировать бриф, изучить конкурентов, собрать примеры, референсы и подготовить мудборд, а затем оформить всю собранную информацию в удобном виде. Этот перечень действий и есть то, чему нужно научить студента, что ему надо знать или уметь. Иными словами, мы формируем карту навыков для пользователей и одновременно — набрасываем карту нашего курса.

Что даст исследование по этому фреймворку

Когда исследование завершено, оно даёт методистам понимание, нужно ли вообще в разработке курса отталкиваться именно от задач. Порой сложно решить, какой вариант проектирования подойдёт лучше. В любом случае вы получите достаточно комплексное представление о концепции курса, подходах к его построению, ваших будущих студентах и той роли, которую они смогут играть на рынке труда.

Для курсов-профессий такой подход к исследованию даёт множество полезных инсайтов. Наш опыт показывает, что методисты довольно быстро осваивают его и отмечают удобство.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована