Образование
#статьи

Как опыт онлайн-обучения изменил привычные офлайн-занятия

За прошлый год онлайн-формат стал не просто неотъемлемой частью образовательного процесса, он стал менять образование в целом.

Sydney Bourne / GettyImages

26 августа в Павловской гимназии прошёл фестиваль «Генерация», на котором педагоги обсудили проблемы современного образования и разобрали эффективные инструменты их решения. Генеральным партнёром фестиваля выступил Московский городской педагогический университет, информационными партнёрами — ГК «Просвещение», Skillbox Media и другие ресурсы, организационную поддержку обеспечила компания «Атлас Коммуникации».

Среди ключевых тем, конечно, обсуждали и онлайн-обучение, которое из-за пандемии неожиданно стало преобладающим форматом и сильно повлияло на образовательные подходы в том числе и в офлайне. Это касается как общих принципов организации обучения, так и отдельных инструментов. Вот что рассказали об этом эксперты.

6 трендов, рождённых благодаря онлайну

Тимур Жаббаров. Фото: предоставлено Павловской гимназией

Один из спикеров мероприятия, Тимур Жаббаров, директор и сооснователь компании Smart Course, автор и ведущий развивающих и образовательных программ для подростков, родителей и педагогов школ, рассуждая о противостоянии и одновременно синергии онлайна и офлайна, выделил шесть трендов:

  1. Ученики стали активными участниками процесса обучения на удалёнке и поняли, что могут влиять на него. Двойки уже не работают, не осталось инструментов управления учениками. Теперь они точно знают, что в офлайне так тоже можно.
  2. Главный вызов образования — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые нужно адаптировать к реальности взаимодействия. Важно всё, что погружает учащегося не в пассивно-воспринимающую, а активную деятельную позицию.
  3. Фокус на цифровых инструментах — ложный. Главное — что мы делаем, как делаем и насколько мы устойчивы.
  4. Фокус смещается с поведенческих способностей на когнитивные. Теперь важнее не академический успех, а то, как ученики планируют свой учебный процесс и насколько они способны самостоятельно оценивать собственные результаты по отношению к своему прежнему уровню. Именно это приводит их к росту.
  5. Противопоставление разных образовательных организаций не работает. Теперь нет отдельно образования в вузе и образования в Skillbox, например. От всех ждут одного и того же структурирования учебного процесса. К счастью, подростки лояльны и прощают цифровые погрешности.
  6. Преподаватели становятся режиссёрами, потому что борются за внимание. Они не просто готовят содержание занятия, а думают над разными форматами. Важно овладевать новыми инструментами, вплоть до построения речи.

Онлайн-инструменты, полезные и на офлайн-уроках

Кристина Косолапова и Валентина Соловьянюк-Кротова. Фото: предоставлено Павловской гимназией

Даже если повторения долгого дистанта больше не случится, учителям не стоит забывать про онлайн-инструменты. Многие из них способны обогатить и традиционные офлайн-занятия. Педагоги Павловской гимназии Кристина Косолапова и Валентина Соловьянюк-Кротова поделились опытом применения таких сервисов и приложений:

Plickers позволяет провести геймифицированный опрос учеников, получить мгновенную обратную связь и собрать статистику с помощью карточек. Ученики поднимают карточки с ответами A, B, C, D, а учитель сканирует ответы с помощью своего смартфона.

ZipGrade — приложение для технологичной проверки тестов, которое тоже сразу выдаёт статистику и результат. Здесь тоже можно использовать распечатанные карточки: ученики отвечают на них, а учитель сканирует карточку с правильными ответами и затем все остальные. К примеру, проверка двадцати работ занимает две минуты.

Mentimetr — ещё один простой инструмент голосования с мгновенными результатами. Доступен и на мобильных устройствах, и на компьютерах. Его можно использовать для опроса учеников в режиме реального времени в классе. Эксперты отметили большое количество разных типов опросов, которые он позволяет сделать (с множественным выбором, с открытым ответом, с привязкой ответа к шкале и другие).

Wizer — приложение для создания рабочих тетрадей с публичными и доступными всем листами. Можно применять на разных языках, по разным предметам и для разных возрастов, использовать для самостоятельного и смешанного обучения и для формата перевёрнутого класса.

Miro — онлайн-доска для сохранения результатов совместной деятельности. Спикеры проводили с её помощью, например, день экспериментов по химии, физике, биологии в гимназии.

Елена Крупчикова. Фото: предоставлено Павловской гимназией

Елена Крупчикова, учитель начальных классов Павловской гимназии, рассказала про Wordwall — программу для быстрого создания педагогом собственных учебных ресурсов. В ней есть разные шаблоны, которые помогают быстрее проектировать уроки с элементами геймификации: от классических (викторина, кроссворд) до необычных аркадных игр (погоня в лабиринте, самолёт и так далее). Любое упражнение можно использовать как домашнее задание. Если нужно, задания распечатываются как раздаточный материал.

Словом, цифровых инструментов сейчас много на любой вкус. А такие качества поколения Z, как технологичность и цифровизованность, позволяют детям и подросткам быстро в них разобраться, ещё и получить удовольствие от процесса, потому что занятие становится интереснее.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована