Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Образование
#Руководства

Как «очеловечить» текст, сгенерированный нейросетью

Если вы создаёте тексты для учебных материалов с помощью ИИ, их нельзя использовать «как есть». Они нуждаются в тщательной редактуре.

Иллюстрация: stockking / Freepik /creatvise / Ant Rozetsky / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Благодаря генеративным текстовым нейросетям педагогические дизайнеры, методисты и преподаватели могут создавать учебные материалы быстрее, чем раньше. И на первый взгляд тексты, сгенерированные нейросетями, выглядят вполне неплохо: они довольно последовательны и логичны, без критичных грамматических ошибок. Но в то же время им не хватает аутентичности и, как бы очевидно это ни звучало, человечности. Это не просто вопрос стиля — такой недостаток может плохо сказаться на процессе обучения.

Учащимся неважно, насколько быстро был создан курс, им важно, как он воспринимается. По-настоящему хороший текст должен быть незаметным, позволяя сосредоточиться на сути. А текст, написанный ИИ, может, наоборот, отвлекать от сути из-за некоторых своих особенностей. Кроме того, ваши ученики и сами, скорее всего, пользуются нейросетями, а потому легко узнают в вашем тексте признаки ИИ-генерации. Чисто психологически для них это может обесценить всю учебную программу.

Что именно стоит поправить в сгенерированном нейросетями тексте, чтобы он выглядел как написанный человеком? Этим поделилась в американском онлайн-издании Training Industry Джильда Мартинес, руководитель команды педагогических дизайнеров с более чем десятилетним опытом. Она использует в работе генеративные нейросети и собрала рекомендации на основе собственного опыта. Мы дополнили их некоторыми своими наблюдениями и советами.

Проблема №1


ИИ плохо подбирает уместную тональность текста

Неудачно подобранная тональность может оттолкнуть читателя. А это, в свою очередь, может повлиять на мотивацию — и к чтению, и к усвоению содержащейся в тексте учебной информации. Важно это учитывать, если с помощью ИИ вы разрабатываете, например, интерактивные задания или учебные подсказки.

Генеративные ИИ в целом созданы так, чтобы побуждать человека вступать в диалог и заставлять его возвращаться к общению снова и снова. Из-за этого тон ответов нейросети может быть неестественным:

  • Чрезмерно жизнерадостным («Вот так! Ты на верном пути, так держать! Всё обязательно получится!», «Отличный вопрос, рад помочь тебе в этом!», «Вы проделали великолепную работу!»).
  • Снисходительным («Не переживайте, если не сразу поняли, многие люди с этим сталкиваются», «Давай разбираться вместе, чтобы тебе стало понятнее, ведь это не так уж и сложно…»).

Всё это может создать у человека впечатление, что с ним общаются как с глупым.

Что делать при редактуре: проверять, соответствует ли тональность текста его цели и читательской аудитории. При несоответствии — исправить.

Проблема 2


Иногда ИИ выражается замысловато

Нейросети порой склонны выдавать чересчур витиеватые и сложные формулировки. Это проявляется в:

  • Ненужных метафорах.
  • Витиеватом и сложном языке (когда красиво и много написано, но мало полезного смысла).
  • Обилии пассивного (страдательного) залога — это тоже усложняет текст и превращает его в канцелярит (например, «язык Python был разработан нидерландским программистом Гвидо ван Россумом» вместо «язык Python разработал нидерландский программист Гвидо ван Россум» или «создатель языка Python — нидерландский программист Гвидо ван Россум»).

Такой текст увеличивает лишнюю когнитивную нагрузку, заставляя читателей перечитывать его, чтобы продраться к смыслу, вместо того чтобы сосредоточиться на усвоении этого смысла.

Заметим, однако, что обозначенная проблема встречается лишь в тех случаях, когда в сложном стиле (с обилием метафор или научных терминов) написаны исходные тексты, на базе которых вы просите нейросеть разработать учебные материалы. Например, если среди них много научных статей и аналитических отчётов, а доступных в публичном поле публикаций на ту же тему, написанных в инфостиле, попросту нет.

Что делать при редактуре: упростить формулировки, убрать ненужные метафоры — словом, придерживаться того, что называется инфостилем. Кроме того, этой проблемы легко избежать, если ещё при первичной генерации текста указать нейросети, в каком стиле и для какой аудитории ей нужно его написать. Как вариант: если выданный нейросетью текст кажется вам сложным, попросите её переформулировать в нужном вам стиле, ориентируясь на конкретную аудиторию (например: «А теперь перескажи то же самое проще, для школьников старших классов. Избегай научных терминов и пассивного залога в формулировках»).

Проблема №3


ИИ «любит» шаблонные формулировки

Нейросети тяготеют к определённой структуре текста и логике изложения (например, часто злоупотребляют структурированными списками).

Кроме того, они используют готовые формулы при структурировании текста, поэтому применяют одни и те же шаблонные фразы, наподобие таких:

  • «Это не просто X, это Y».
  • «Неважно, новичок вы или профессионал…»
  • «В современном быстро меняющемся мире…»

Хотя сами по себе эти фразы не вызывают нареканий, при частых повторах они создают узнаваемый «язык ИИ». Это может оттолкнуть студентов и даже снизить процент доходимости на курсе.

Что делать при редактуре: искать штампы и повторяющиеся шаблонные формулировки при внимательном вычитывании и переформулировать.

Джильда Мартинес собрала для примера набор признаков, которые чаще всего встречаются в текстах, сгенерированных нейросетями. Замечая и редактируя их, можно добиться более живого стиля.

Поясним: эти признаки были выделены в текстах нейросетей на английском языке, но в целом многие из них универсальны и проявляются в русскоязычных текстах тоже. Однако в некоторых случаях мы привели более подходящие примеры именно из русскоязычных текстов, сохранив специфику самого признака.

Признак Пример
Повторение конструкции: «Это не X, это Y» «Устойчивость — это не просто возвращение к прежним позициям. Это наращивание культурной силы, позволяющей двигаться вперёд по-новому».

«Контроль — это не знание всех ответов, а умение задавать правильные вопросы».
Необоснованная парцелляция: предложения или отдельные мысли часто разбиваются на три пунктуационно обособленные части даже там, где этого не требуется «Ясно, кратко и эффективно».

«Вовлекает. Даёт полномочия. Повышает уровень».
Шаблонные фразы в начале текста «Давайте разберёмся...»

«Давайте углубимся...»
Обилие профессионального корпоративного жаргона «Эффективность», «оптимизация», «внедрение», «развитие», «потенциал»

Советы по редактуре ИИ-текстов

Главное помнить, что ИИ — мощный инструмент, но решающее слово остаётся за вами и вашим опытом. Джильда Мартинес советует использовать нейросети так: начните с идеи, попросите нейросеть улучшить её, а затем отредактируйте результат «по-человечески». Для этого Джильда дала несколько практических советов.

1. Всегда читайте текст вслух

Это самый простой способ уловить неестественный тон, клише и шаблоны. Во время чтения спрашивайте себя: «Похоже ли это на меня? Сказал(а) бы я такое ученику или студенту?» Добавим из собственного редакторского опыта: чтение текста вслух лучше помогает заметить в нём любые огрехи (не только связанные с ИИ-генерацией), чем чтение про себя.

2. Персонализируйте текст с учётом вашего опыта

Добавьте собственный контекст, нюансы и примеры из реальной жизни. Рассказывайте микроистории, чтобы проиллюстрировать какую-либо мысль. Именно так вы создаёте ценность, которую нейросети не в состоянии воспроизвести.

3. Используйте более сложные промпты, чтобы доработать текст

Не принимайте первую выдачу нейросети как готовый результат — направляйте её к лучшему варианту текста с помощью конкретных инструкций. Попробуйте использовать такие промпты для доработки:

  • «Перепиши это, используя профессиональный, но тёплый тон».
  • «Упрости этот абзац для аудитории новичков. Избегай профессионального жаргона и витиеватых формулировок».

Также полезно поискать свежий взгляд: попросите коллег или фокус-группу (если такая есть) вычитать ваш текст. Другой человек легко заметит неестественный тон или фразу, по которой заметно, что автор — ИИ, а не человек.

Кстати, проблема неестественности ИИ-текстов стала настолько заметной, что уже появляются сервисы по «гуманизации» ИИ-текстов. Они стараются переписать ответы нейросети так, чтобы те выглядели как написанные человеком. Проблема в том, что сами они, конечно, тоже на основе ИИ, поэтому справляются с задачей пока, кажется, не слишком успешно. Журналист и преподаватель Эрик Офганг в статье на ресурсе Tech & Learning описал, как протестировал несколько таких англоязычных сервисов. Он пришёл к выводу, что ИИ-гуманизаторы лишь немного улучшили текст, но в целом результат всё равно выглядел как контент, созданный ИИ, разве что чуть более качественный, чем первоначальный вариант.





Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована